Программирование с использованием операторов ветвления и циклов на языке Turbo Pascal" (10-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 10


Основное содержание работы: данное учебное пособие (мультимедийный интерактивный урок) является поддержкой и сопровождением для обучения информатике в 10 классе в теме “Pascal” (циклы). Урок содержит демонстрационные материалы, учебные задания, практическое и тестовое задания.

 Ожидаемые результаты и степень их достижения за счет внедрения работы:

  • Настоящее интерактивное пособие может использоваться в практике обучения при разном уровне оснащения школ компьютерной техникой.
  • Демонстрация мультимедийного пособия посредством медиапроектора или интерактивной доски представляет собой наглядное зрительно – иллюстративное представление ученику информации об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня.

 Методическая часть.

Применение информационно- коммуникационных технологий в обучении информатике в данное время является неотъемлемой часть урока. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных технологий позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Данное мультимедийное пособие может быть использовано при закреплении и повторении навыков решения задач с циклами в среде программирования Pascal.

Предполагаемый урок предусматривает иллюстративный материал, разминку, физминутку, тестовое задание, практическую работу, задание на закрепление.

Предполагается, что до проведения данного урока с учениками были проведены занятия по данной теме и учащиеся владеют навыками работы в программе MS Excel .

 Цель урока: Закрепление навыка решения задачи с использованием операторов ВЕТВЛЕНИЯ и ЦИКЛА.

Задачи урока:

  • Закрепить навык решения задач с операторами ветвления
  • Закрепить навык решения задач с операторами циклов в среде Паскаль.
  • Развитие алгоритмического и логического типов мышления, внимания, умения рассуждать, целеустремленности.
  • Воспитание дисциплины и норм поведения на уроке. Воспитание культуры написания кода программ у учащихся.

 Тип урока: повторения и закрепления изученного материала

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации и компьютерного тестирования (с помощью программы Еxcel)

Используемые методы обучения:

  • коллективная работа,
  • метод демонстрации,
  • частично-поисковый метод,
  • практический метод,
  • практическая работа с компьютером,
  • компьютерное тестирование.

Способы контроля: компьютерное тестирование

План урока

  1. Организационный этап (разминка) – 3 минуты.
  2. Тест – повторение пройденного материала – 10 минут.
  3. Домашнее задание – 2 минуты.
  4. Физкультминутка – 2 минуты.
  5. Практическая работа – 15 минут.
  6. Закрепление материала урока – 7 минут
  7. Итог урока – 1 минута.

Оборудование:

  • персональные компьютеры,
  • интерактивная доска (или мультимедийный проектор)

Программное обеспечение: операционная система WINDOWS, среда Pascal, Microsoft Office.

Раздаточный материал: тексты практической работы на компьютере

Демонстрационный материал: Презентация

Ход урока

Слайд
  1. Организационный этап. Разминка. (3 минуты)
 
Учитель здоровается с детьми, говорит слова приветствия. Учащиеся проявят больший интерес к изучению темы, если учитель позволит самим составить ее название. Для этого на слайд презентации помещаются пары картинок. слайд 1
Учитель дает указание: из каждой пары картинок выбрать ту, которая соответствует ответу на вопрос. Затем из букв, которые расположены в уголках выбранных картинок, составляем ключевое слово из названия темы (получится слово “ЦИКЛ”).

Вопросы к картинкам:

  • На каком из рисунков изображен человек, правильно записавший функцию возведения в квадрат на языке ТурбоПаскаль?
  • Выберите из второй пары картинок блок-схему линейного алгоритма.
  • Выберите картинку, на которой изображено действие оператора WRITE(‘!!!!!!’);
  • С помощью какого прибора можно определить напряжение электрического тока поступающего на системный блок компьютера?
слайды  2, 3, 4, 5
Далее учитель говорит, что сегодня они будут решать задачи не только с использованием операторов цикла, но и операторов ветвления, и формулирует тему урока “Создание программ с использованием операторов ветвления и циклов на языке TURBO PASCAL”, которую учащиеся и записывают в тетрадь. слайд 6
  1. Повторение пройденного материала (10 минут)
 
Детям предложено пройти к компьютерам и выполнить тестовое задание за 10 минут. На вопросы отводится 10 минут, по 1 минуте на каждый вопрос

Вопросы:

  1. В каком из примеров допущены ошибки ? (правильный ответ А, Г)
  2. В какой формуле, записанной на языке программирования допущены ошибки? (ответ № 2)
  3. Будет равно значение переменной Х, после выполнения следующей последовательности операторов?
  • x:=1;
  • y:=2;
  • x:=x*x;
  • y:=y*y;
  • x:=x+y;

(ответ: 5)

  1. Цикл с предусловием начинается с оператора (правильный ответ б)
  2. Цикл с постусловием начинается с оператора (ответ: DO)
  3. В каких фрагментах допущены ошибки в записи условного оператора (типы данных считать допустимыми): (ответ 124)
  4. Какое значение примет переменная У после выполнения фрагмента программы (ответ 15)
  5. Сопоставить операторам их названия
  6. Данная схема соответствует (второй флажок)
  7. Какие операторы являются циклами?
Тест. Презентация Слайд 7
  1. Домашнее задание (2 минуты)
 
Составить задачи и решить их:
  • С применением команды ветвления
  • С применением одного вида цикла
Слайд 8
  1. Физкультминутка (2 минуты)
Слайд 9
Дети выполняют упражнения на появляющиеся картинки в окне презентации – для снятия зрительного напряжения при работе с тестом.  
  1. Практическая работа (15 минут)
 
На слайде изображен текст задачи. Учитель вместе с классом разбирает решение типовой задачи. Прописывая на доске ее ключевой момент. Учащиеся записывают условие задачи и ключевой момент ее решения себе в тетрадь. Затем разбирается еще одна типовая задача и так же записывается в тетрадь. После этого учащиеся получают текст практической работы и выполняют ее за компьютером. Учитель проверяет каждую задачу у учащихся.
  • Оценка “5” ставиться учащимся, решившим 3 задачи и ответившим на все вопросы во время защиты.
  • Оценка “4” ставиться учащимся, решившим 2 задачи и правильно ответившим на вопросы или решившим 3 задачи, но допустившим ошибки при ответе на вопросы.
  • Оценка “3” ставиться учащимся, решившим 1 задачу задачи и правильно ответившим на вопросы или решившим 2 задачи, но допустившим ошибки при ответе на вопросы.
Слайд 10
Текст задачи № 1.

Составить программу, которая выводит значение функции на отрезке [-7; 14] c шагом 1.

Решение:

Var t: integer;
F:real;
Begin
For t:=-7 to 14 do
Begin
F:= (sqr(t)*t-4*t+1)/(sqrt(swr(t)+3));
Writeln(‘t=’,t,’ f=’,f);
End;
End.

Текст задачи № 2.

Написать программу, которая вычисляет сумму первых n целых положительных чисел. Количество суммируемых чисел должно вводиться во время работы программы.

Решение:

Var S,I,n:integer;
Begin
Writeln (‘Вычисление четных положительных чисел’);
Write(‘Введите количество суммируемых чисел и нажмите ENTER’);
Readln(n);
S:=0;
For i:=1 to n do
If I mod 2=0 then S:=S+I;
Writeln (‘Сумма первых’, n,’ Положительных четных чисел равна’,s);
End.

Слайд 11, 12, 13
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Слайд 14
  1. Закрепление материала урока (7 минут)
 
Учащийся (по цепочке) зачитывает свою фразу, а остальные должны найти её продолжение.
  • Линейный алгоритм – это … алгоритм, выполняющий последовательность действий в том порядке, в котором они записаны
  • Разветвляющийся алгоритм – это… алгоритм, выполняющий некоторую последовательность, в зависимости от наложенного условия.
  • Циклический алгоритм – это … алгоритм, многократно выполняющий некоторую последовательность действий.
  • Чтобы в теле цикла со счетчиком и предусловием выполнилось несколько операторов … необходимо поставить операторные скобки begin end;
  • Цикл с постусловием выполняется … всегда хотя бы один раз.
  • Цикл с постусловием выполняет свою работу до тех пор… пока условие работы цикла ложно.
  • Цикл с предусловием выполняется пока…
  1. Итог урока (1 минута)
Слайд 15 и 16
Литература:
  1. Карасев П.Н. “Задачи по информатике”, учебное пособие для учащихся и учителей средних учебных заведений. - Волгоград.: Учитель –АСТ,2002. – 115с.: издание 2.
  2. Ракитина Е.А. и д.р. Сборник типовых задач по информатике. – М.: Образование и Информатика, 2005. –352 с.: -- Библиотека журнала “Информатика и образование”
  3. Житкова О.А., Кудрявцева У.К.Тематический контроль по информатике. Бейсик и Паскаль в вопросах и задачах: рабочая тетрадь 1. – М.: Интеллект-Центр,2004.-77с.
  4. Семакин “Задачник в 2-х частях”
 

 Презентация, Приложение 2, Приложение 3