Природа "необычного" в литературе. Литературное чтение (2-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 2


Цели:

  • обучающие – знакомство с различными приемами создания необычных образов в литературе; совершенствование навыка выразительного чтения;
  • развивающие – отработка навыков работы с текстом: умение выделять главное, сравнивать, определять прием, используемый автором произведения, развивать творческое воображение учащихся;
  • воспитывающие – воспитание эстетических чувств учащихся, привитие любви к литературе.

Оборудование:

  • памятки “Приемы создания необычных образов в литературе”.
  • Создание фантастического образа.
  • Логика наоборот.
  • Обычный персонаж совершает необычные действия.
  • Увеличение предметов.
  • В неживом предмете автор видит живое существо двухцветные семафоры у учащихся (согласны, не согласны).
  • Словарь синонимов.

Содержание урока

Организация класса.

Сегодня мы вновь отправляемся по дороге открытий в литературе. Работаем под девизом “Все на свете знать хочу, открытия мне по плечу”. Какая работа кажется вам более интересной – писателя или ученого? (высказывания детей ). На этом уроке вы будете учеными, которые исследуют стихотворение, небылицу, высказывают предположения, делятся своими мыслями. Семафорами вы будете сигналить согласны или нет с ответами товарищей: зеленый цвет – согласны, красный цвет – не согласны.

Сообщение темы урока.

Поразмышляем над темой урока “Природа «необычного» в литературе”. Что значит слово “природа” в названии темы? (высказывания детей). В данном случае это – происхождение, придумывание, создание автором. Читаем в словаре синонимов, что значит “необычное” - необыкновенное, необычайное, небывалое, диковинное, непривычное, феноменальное, особенное, фантастическое, исключительное. Работая по памяткам, вы будете определять, каким приемом пользовался автор.

Работа над стихотворением Б.Заходера “Приятная встреча”.

Стихотворение Б.Заходера называется “Приятная встреча”, подумайте, можно ли эту встречу назвать приятной?

Чтение стихотворения учителем.

  • Почему эту встречу нельзя назвать приятной? Почему слова “бяка” и “бука” написаны сначала с большой буквы, а потом – с маленькой? Кто такие Бяка и Бука? (Высказывания детей).
  • Какой прием использовал Б.Заходер при создании этих героев? Работа по памятке, одни учащиеся высказываются, другие используют сигналы светофора.
  • Какими вы представляете себе этих Бяку и Буку? (Высказывания детей).
  • Какое чувство надо передать при чтении первой и второй части стихотворения? Как выразить недовольство героев друг другом? (высказывания детей).

Заслушивание чтения стихотворения (3–4 учеников).

Работа над стихотворением Б.Заходера “Рапуны”.

  • Прочитайте стихотворение Б.Заходера “Рапуны”, используя прием “жужжащее чтение”. Как представляете себе героев этого стихотворения: это люди? лошадки? или неведомые существа? Каков их внешний вид, характер? (Выполнение задания).
  • Расскажи о них, дай волю своему воображению! (Высказывания детей)
  • Как понимаете слово “резвый”? Читаем в словаре синонимов “резвый” - это значит быстрый, скорый, стремительный, проворный, бойкий, прыткий, ходкий, шибкий.
  • Подберите синоним к выражению “скачет, не чуя ног”. (Высказывания детей )
  • Какой прием использовал Б.Заходер при создании этих героев? Работа по памятке, одни учащиеся высказываются, другие используют сигналы светофора.
  • Каким образом при чтении передать разницу в характере маленьких резвых рапуняток и больших степенных рапунов. (Высказывания детей – нужно использовать темп речи и окраску, тембр голоса). Потренируйтесь, прочитайте вполголоса стихотворение по-разному.

Заслушивание чтения стихотворения (5–6 учащихся).

Физкультминутка.

Учащиеся делают движения по тексту стихотворения Б.Заходера, имитируя поведение маленьких и больших рапунов.

Работа над небылицей “На утках озеро плавает”.

  • Внимание, юные исследователи, мы входим в зону небылиц! Что такое небылица? Кто ее придумал? (Высказывания детей).
  • Во время чтения подумайте, чего на свете не бывает, а в небылице написано? (Высказывания детей).
  • Найдите в словаре, в конце учебника значение слова “лыко”. Для чего “лыко драли”? (Высказывания детей).
  • Какой прием использовал русский народ при создании этого произведения? Работа по памятке, одни учащиеся высказываются, другие используют сигналы светофора.
  • Для чего придумали небылицы? (высказывания детей). Потренируйтесь, попробуйте прочитать небылицу так, как будто читаете ее со сцены.

Заслушивание чтения небылицы (3–4 учащихся).

  • Попробуйте переделать небылицу в быль, поработайте над некоторыми строчками.

Заслушивание чтения нескольких учащихся.

Творческая работа учащихся.

- Ребята, перед вами первые два четверостишия стихотворения Э.Успенского “Память”. Послушайте их, подумайте и попробуйте угадать, что написал поэт в третьем и четвертом четверостишии. Подсказка: Э.Успенский использовал прием “Обычный персонаж совершает необычные действия”.

“Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.”

Высказывания детей.

Игра на закрепление пройденного.

- Давайте поиграем! Игра называется “Узнай меня”. Если предложение обычное, то хлопните один раз, если предложение с необыкновенным образом, то хлопните два раза.

  • Едет мужик на лошади.
  • Едет лошадь на мужике.
  • Солнце греет землю.
  • Земля греет солнце.
  • Дети складывали оригами.
  • Оригами складывало детей.

- Какой из приемов использован в этой игре? (Высказывания детей).

- Проявите свою фантазию, воображение и сочините продолжение игры. (Высказывания детей: Воробей клюет зерна. Зерна клюют воробья. Кошка поймала мышку. Мышка поймала кошку. Маша поливает цветы. Цветы поливают Машу.)

Домашнее задание.

- Дома вы прочитаете немецкую небылицу Братьев Гримм “В стране небывалой” и определите по памятке какими приемами пользовались авторы для создания необыкновенных образов. Читая второй раз, обратите внимание на знаки: тире, точки, восклицательный знак, попробуйте прочитать по-разному: удивленно, загадочно, необыкновенно.

Итог урока, оценивание работы учащихся.

- Ребята, наш урок подошел к концу. Покажите светофорами

  • 1) все ли вам было понятно на уроке,
  • 2) понравился ли урок.

Ваша активность, выразительное чтение, сообразительность доставили мне огромное удовольствие.