Рейтинг@Mail.ru

Урок литературы в 11-м классе "Два портрета". (Стихотворение Н.Заболоцкого "Портрет" и портрет А.П. Струйской кисти Ф.Рокотова)

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • сформировать умения и навыки сравнительного анализа произведений искусства;
  • расширить кругозор учащихся, повысить их общий культурный уровень;
  • усовершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текста;
  • предоставить возможность учащимся проявить способности в творческих работах.

Оборудование урока: портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова, стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» (текст стихотворения у каждого учащегося).

Эпиграф урока:

Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят.

Леонардо да Винчи

Ход урока

I. Постановка темы и цели урока.

II. Формирование новых знаний.

– Как вы понимаете слова Леонардо да Винчи? (взаимовлияние различных видов искусства)

– Сегодня мы выполним сравнительный анализ произведений совершенно разных видов искусства, обращённых к одной теме.

1. Слово учителя.

Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской (Приложение 1), вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов.

Прославленному живописцу XYIII в., Ф. Рокотову удалось создать свой неповторимый «рокотовский тип». Художника увлекали не ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворённость внутренней жизни человека, затаённость чувств.

Особой лиричностью отличаются женские образы Рокотова. Загадочный взгляд, лёгкая улыбка, грациозный наклон головы выражают изменчивую сложность духовного мира. А рокотовский портрет А.П. Струйской стал одним из самых запоминающихся образов в русском искусстве.

Портреты Ф. Рокотова, приходя из далёкого прошлого, и сегодня будят у зрителя фантазию, вызывают желание домыслить или сочинить жизнь запечатлённых на его полотнах людей.

2. Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».

(Звучит стихотворение Н. Заболоцкого, читает заранее подготовленный ученик.)

Портрет

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
 
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
 
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
 
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
 
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
 
1953

3. Беседа по вопросам.

– Рассмотрите портрет А.П. Струйской кисти Ф. Рокотова. Расскажите о впечатлении, которое произвело на вас это полотно. (Портрет отличается редким обаянием, возвышенностью; нет ничего определённого, зафиксированного. Струйская изображена на тёмном фоне, она как бы выплывает из тьмы веков. Черты лица как бы полустёртые, тающие, расплывчатые. Взгляд грустный, чуть заметная улыбка. Контуры фигуры размыты. Она как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём.)

4. Анализ стихотворения.

Желанием передать словами «души изменчивой приметы» охвачен и поэт. Залюбовавшись портретом Струйской, он восклицает:

Любите живопись, поэты
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

– Чем примечательна начальная строфа стихотворения?

– Какими чувствами подсказаны эти строки? К кому обращается поэт? (Преклонение перед искусством; упрёк поэтам; неудовлетворённость взыскательного мастера самим собой)

– При помощи какого средства выразительности передаёт поэт эти чувства? (инверсия)

Вывод. Начальная строфа – это своеобразная увертюра, в которой поэт призывает не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства.

– Только ли к поэтам обращено это стихотворение? Почему Н. Заболоцкий, обращаясь к читателям, употребил местоимение ты, а не вы? Согласны ли вы, что стихотворение так же, как и полотно Ф. Рокотова, предполагает диалог? Докажите это.

Поэту важно приблизить столь полюбившееся ему полотно к своему читателю. Поэт обращается к каждому из нас, начинается диалог с читателем. Обращение к поэтам отступает на второй план.

– Струйская на портрете как бы появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём. Находит ли это отражение в стихотворении?

(II строфа. Тёмный фон – фон картины и фон стихотворения. На этом фоне как призрачное видение проступает образ молодой женщины. Здесь содержится напоминание о времени создания картины.)

– На какой детали портрета заостряет внимание Н. Заболоцкий?

Как улыбка Джоконды на полотне Леонардо да Винчи является вечной загадкой для зрителя, так, по мнению Н. Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» Струйской поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини.

– Можем ли мы, прочитав стихотворение, что-то узнать о жизни героини? (Описывая глаза, поэт как бы рассказывает о внутренней жизни ещё юной женщины, но уже познавшей «мглу неудач», испытавшей «безумной нежности припадок» и «предвосхищенье смертных мук».)

Нужно заметить, что Ф. Рокотов не использует яркие тона, цвета, только полутона.

– Находит ли это отражение в стихотворении? (III, IY строфы. В стихотворении мы также не находим указания на цвет в характеристике глаз.)

– Что обозначает приставка полу – в строфах стихотворения? (Переход из одного состояния в другое; усиливается ощущение загадочности взгляда.)

– Что вы можете сказать о синтаксической структуре III строфы? (синтаксический параллелизм)

В сложной взаимосвязи находятся и рифмующиеся слова «тумана – обмана». Между ними семантическое сходство. Туман – это тот же оптический обман.

– Какие ещё тропы и фигуры вы можете выделить в III строфе? (сравнение, метафора, анафора)

– Что вы можете сказать о морфологическом строе III, IY строф? Какой части речи здесь нет? (глаголов)

Вывод. Отсутствие глаголов придаёт статичный характер этим строфам. Но статичность внешняя, определена статикой самого объекта описания – портрета. За внешней статичностью скрыта глубокая динамика: изображён сложный и противоречивый внутренний мир героини.

– При помощи какого средства выразительности передаётся противоречивость внутреннего мира героини? (оксюморон)

Однако стихотворение не столько передаёт живописные детали картины Ф. Рокотова, сколько воспоминание поэта об этом полотне. Настолько глубоко автору запомнился образ Струйской, настолько сильным было впечатление от выразительных глаз, что в любых сходных случаях, когда внешняя обстановка напоминает фон картины (Y строфа, «потёмки наступают», «приближается гроза») перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно.

Синонимический ряд «тьма», «мгла», «потёмки» вместе с контекстным синонимом «гроза» и тематически близким по значению глаголом «мерцать» как бы передают неопределённый загадочный свет, наполняющий картину. Все вместе они и создают тот самый словесный фон портрета, который на полотне передан приглушённым пепельно-серым цветом (жемчужным цветом).

-Лексика стихотворения может быть сгруппирована по двум темам: изменчивость – постоянство, тьма – свет. Найдите слова и словосочетания, характеризующие каждую тему. Как они распределяются в тексте и как способствуют раскрытию идейного замысла автора?

III. Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста стихотворения.

  • Найдите слово, образованное неморфологическим способом. (былого)
  • Определите способ образования данных слов: соединенье, предвосхищенье. (суффиксальный)
  • Выписать частицу. (лишь)
  • Выписать местоимения, указать разряд. (ей – личное, ты – личное, нас – личное, её – притяжательное, моей – притяжательное)
  • Выписать страдательное причастие прошедшего времени. (покрытых)
  • Найдите словосочетание с подчинительной связью примыкание. (её глаза)
  • Определите тип подчинения придаточных в последнем предложении стихотворения. (однородное соподчинение)

IV. Итог урока.

Слово учителя.

Несколько веков разделяют моменты рождения этих произведений искусства, двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо, в тесной взаимосвязи друг с другом. При описании творческой манеры Ф. Рокотова искусствоведы используют строки из стихотворения Н. Заболоцкого, а чтение самого поэтического творения не может не заставить обратиться к рокотовскому полотну. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства, обращённых к одной теме.

V. Домашнее задание.

Сочинение. Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет».


Приложение 1

Портрет

Портрет А.П.Струйской кисти Ф. Рокотова.