Примерные виды работы и упражнения для развития мелкой моторики и осязания через предметно-практическую деятельность на занятиях тифлопедагога дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Рис.1Исследования ведущих ученых-тифлопедагогов Института коррекционной педагогики РАО Л.Солнцевой, Л.Плаксиной, В.Денискиной, Е.Подколзиной показали, что снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.

Как показывает практика работы с детьми, имеющими те или иные нарушения зрения, они испытывают серьезные трудности в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Например, в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, в овладении графическими и измерительными навыками выполнения конкретных действий, ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, пространстве.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, способствуя формированию нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) детей с нарушениями зрения, что значительно затрудняет их учебную деятельность.

В ходе различных видов деятельности наши дети испытывают трудности, связанные как с темпом работы, так и с качеством выполнения заданий.

Характерные трудности, которые испытывают  дошкольники с нарушениями зрения:

  • в развитии умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей, выделять первый, второй и т.д. планы;
  • в узнавании предметов, изображаемых в различных модальностях (контур, силуэт, модель);
  • нечеткие пространственные представления и умение ориентироваться в пространстве;
  • длительное и проблемное развитие зрительно-моторной координации;
  • ну, и, конечно, одной из наиболее серьезных проблем, вытекающей из всех выше перечисленных в контексте подготовки ребенка с нарушением зрения к школьному обучению, требующей специальных методов и приемов, является подготовка  к овладению процессом письма.

В выборе форм организации деятельности детей я, прежде всего,  руководствуюсь возрастными, индивидуальными и специфическими особенностями развития каждого ребенка, а также патогенетическим характером зрительного нарушения. В процессе работы на любом коррекционном занятии стараюсь находить благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретенных детьми на занятиях по развитию мелкой моторики и оптико-моторной координации. Эта система занятий позволяет помочь детям с нарушениями зрения овладеть навыками письма, и, кроме того, во время выполнения предложенных заданий у них совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания. Формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, умение видеть часть в целом, умение последовательно следить за зрительным стимулом.

Приложение к календарному плану тифлопедагога

Лепка

Цели:

  • Знакомство с различными материалами, их свойствами (пластилин, глина, соленое тесто, папье-маше и т.д.).
  • Учить передавать в лепке характерные признаки предметов.
  • Обучение приемам формообразования (шар, эллипс, куб).
  • Деление целого на части.
  • Обучение приемам разминания, расплющивания, вытягивания, прищипывания, сглаживания и т.д.
  • Укрепление мышц кисти.
  • Пропедевтическая работа перед фронтальными занятиями для детей с ТНЗ.

Виды работы:

Лепка из различных материалов (Пластилин, глина, фольга, пищевая пленка). Лепка из снега. Выкладывание рисунка из пластилиновых жгутиков, раскатывание шариков, «колбасок», составление композиции из геометрических форм, элементов декоративной лепки (полоски, кружочки, колечки, шарики).

Аппликационная лепка, заполнение контура рисунка пластилином или другим материалом (или его выемка), предварительно нанесенного на « пластину из пластилина», подбор деталей рисунка или шаблона или трафарета.

Украшение изделия из пластичного материала бусинками, бисером, горохом, макаронными изделиями и т.д.

«Метод визуализации» - мысленное рисование (вариант – рисование носом в воздухе с закрытыми глазами).

Рис.2

Упражнения:

«Определи на ощупь», «Узнай какой формы», «Чудесный мешочек», «Волшебный песок» - рисование пальцем или палочкой на песке, «Найди вторую половинку», «Вижу пальцами» и другие в зависимости от лексической темы и вида коррекционного занятия.

Аппликация

Цели:

  • Знакомство с различными видами бумаги.
  • Формирование умений оперировать с бумагой (сгибание, сминание, разглаживание, обрывание и.т.д.) и ножницами.
  • Обучение вырезыванию и наклеиванию.
  • Развитие навыков координации движений кистей рук.
  • Подготовка к фронтальным занятиям детей с тяжелыми нарушениями зрения.

Упражнения и виды работы:

«Сомни и расправь» - сминание с закрытыми глазами, разглаживание - с открытыми, «Скатай шарики одного размера» - из пищевой пленки, «Расправь и узнай» - шаблон или контурное или силуэтное изображение того или иного предмета по теме занятия.

«Что у кого» - выбрать комочек бумаги на ощупь и расправив узнать, что нарисовано, и составить рассказ о предмете, его характерных признаках.

«Определи на ощупь вид бумаги», «Коробка сюрпризов».

«Выбери, что нужно для работы» (из множества предметов выбрать необходимые для заданного вида и темы аппликации)

«Сделай из прямоугольника овал, из квадрата - круг или треугольник».

«Бумажный конструктор», «Хоровод человечков или елочек» - вырезывание из предварительно сложенной бумаги.

«Рваная аппликация», оригами.

Обрывание по контуру того или иного предмета по теме. Вырезывание геометрических форм и составление из них орнаментов (по образцу, по памяти, по замыслу).

Работа с фольгой - сминание, разглаживание, формирование плоскостных и барельефных изображений  предметов. («Посуда», «Животные», «Птицы», «Времена года», «Праздники», «Транспорт» и т. д.).

Рис.3

Рисование

Цели:

  • Развитие графических навыков.
  • Коррекция и развитие движений руки.
  • Знакомство и освоение различных материалов для осуществления изобразительной деятельности.
  • Пропедевтическая работа перед фронтальными занятиями с детьми, имеющими ТНЗ.
Рис.4

Упражнения и виды работы:

«Нарисуй в воздухе правой (левой) рукой» - движения по заданию педагога.

«Ручеек», «Что еще может быть таким», «Заборчик», «Лесенка» - знакомство и закрепление знаний о линиях различной конфигурации.

«Визуализация», рисование пальцем (палочкой) на песке, манке.

Обводка по контуру, штриховка в заданном направлении, рисование через кальку, копировальную бумагу, шаблоны, трафареты, расстановка точек в уголках клеток, раскрашивание. Мозаика.

Графические диктанты.

Работа с проволокой, нитями, веревками. (см. ниже)

Использование различных материалов изобразительной деятельности (краски, карандаши, пастель, мелки, гуашь, фломастеры). Рисование мелом на доске.

Конструирование

Цели:

  • Познакомить (уточнить, закрепить знания) с деталями различных конструкторов и их назначением.
  • Учить подбирать детали по форме и размеру.
  • Уточнить знания о способах скрепления деталей.
  • Осуществлять пропедевтическую работу перед фронтальными занятиями детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Рис.5

Упражнения и виды работы:

«Узнай что это». Объемные геометрические фигуры (шар, конус, куб, цилиндр, параллелепипед, призма, полусфера). Зрительно, по следу, на ощупь. «Коробка сюрпризов», «Чудесный мешочек».

Построить забор из одинаковых кирпичиков на равном расстоянии.

«Мебель для куклы». «Мост». «Строим дом» (скворечник, избушку, клетку, башню и т.д.).

Составление образцов из геометрических форм. Чтение чертежей.

Составление композиций «Комната», «Перекресток», «Детский сад» и т.д.

Работа с фланелеграфом. Мозаика.

Использование счетных палочек, спичек, пуговиц (см. ниже).

При подготовке ко всем выше названным занятиям можно использовать:

  1. Работу с нитями, шнурами, проволокой:

«Кто быстрее» - сматывание и разматывание клубков.

«Озорной котенок» - распутывание веревочек. «Помоги бабушке» - нитки разного цвета.

Нанизывание бусинок, выкладывание на ниточке цветных камешков, выкладывание цветных дорожек разной конфигурации нитями разных цветов на фланелеграфе. Завязывание узелков, бантиков. Различные шнуровки. «Ловкие ручки».

«Кто где живет», «Чье это» - выкладывание нитями или шнурами в заданном направлении.

Нанесение рисунка, приклеивание веревочки, раскрашивание получившегося рисунка или орнамента.

Выгибание из проволоки геометрических форм, фигурок людей, птиц, предметов в зависимости от темы.

Наматывание проволоки на круглую (квадратную) палочку. «Сделай пружинку».

Нанизывание и продвигание бусинки по спирально закрученной проволоке.

Плетение из проволоки (колечко, браслет). «Косичка». «Плетень».

Нанизывание на проволоку предварительно вырезанных предметов (фрукты, грибы, ягоды и т.д.). «Сушим грибы, ягоды и т. д.», «Помоги белочке».

«Волны для кораблика», «Лесенка к дому», «Заборчик», «Веточка для птички, белочки,  цветочка…» и т.д.

Рис.6Рис.7

Названия упражнений могут варьироваться в зависимости от лексической темы.

  1. Работу со счетными палочками и спичками:

 Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три. Перекладывание из одной коробки в другую. Выкладывание дорожек из заданного количества.

Составление геометрических форм, букв, цифр (по образцу, по памяти).

«Колодец». Варианты: домик, скворечник, башня.

«Забор», «Ежик» - втыкание спичек в пластилин.

Составление композиции. Сначала выкладываем рисунок из спичек (бабочка, бантик, цветок и т.д.). Затем скатываем мелкие разноцветные шарики, заполняем ими рисунок, размазываем пластилин.

Рис.8
  1. Работу с мозаикой:

Знакомство с различными видами мозаик, составными частями мозаики (рабочее поле, фишки).

«Заполни рабочее поле» - по образцу.

Выкладывание горизонтальных  и вертикальных линий. Составление орнаментов. Составление отдельных предметов. Композиций. «Ручеек», «Кораблик», «Цветы для мамы», «Машины» и т.д.

Работа по образцу, по памяти, по замыслу.

Рис.9