Воспитание в духе толерантности в условиях школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья (среднее звено)

Разделы: Внеклассная работа


Опасные для существования человечества явления современного мира бесконечные войны и конфликты, обретающие все более жестокие и бескомпромиссные формы; уже окрещенный "чумой XXI столетия" терроризм; распространение в обществе всевозможных фобий и подверженность сознания каждого отдельного индивидуума вредным стереотипам – вызвали к жизни понятие толерантности. С материализацией идей толерантности связывают, ни много, ни мало, надежды на выживание человечества в наступившем столетии.

Толерантность – практика подлинно духовного восприятия человека, уважительное отношение к его взглядам, убеждениям. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Это практика подлинно нравственного отношения к человеку, всегда преодолевающая узкий горизонт любой морали, поддерживающая в любом человеке его свободу, достоинство и самоценность. Прекрасные примеры такого нравственного и толерантного отношения к человеку дает классическая, художественная литература (В.Гюго, Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.).

Особая роль в формировании навыков толерантного поведения принадлежит школе. Выбирая методики воспитания толерантности, необходимо учитывать контингент воспитанников. В школе-интернате для детей с нарушениями зрения обучаются дети, имеющие отклонения, не только связанные с нарушением зрения, но и рядом психических и психологических проблем (задержка психического развития; агрессивность, эмоциональная нестабильность; поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться; “перегруженность” отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения; неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами и др.) [1]. Работа всего педагогического коллектива направлена на преодоление и коррекцию этих и других отклонений. Цель работы: гармонично развитая личность, которая, несмотря на нарушение или отсутствие зрительной функции, не будет балластом для общества. Воспитание в духе толерантности поможет приблизиться к этой цели.

Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. Применение на практике только одного этого подхода, в отрыве от других форм воспитания не даёт ожидаемого результата. Необходимо гармоничное сочетание многих форм: моделирование ситуаций, в которых "враги" вынужденно работают вместе или доказывают друг другу свои позиции: умение конструктивно решать, находить компромисс в конфликтных ситуациях; системы запретов нетолерантного поведения на бытовом уровне и др.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути "инакости", отличности от других.

Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Решение этих задач отражено в рабочих воспитательных программах для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов III вида всех ступеней обучения. Подробнее остановимся на воспитательной программе второй ступени обучения (5-9 класс) “Познай себя, и ты познаешь мир”. Приоритетными направлениями в ней являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции “ Я – сам”, “Я – другие”, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности. Личностное развитие и развитие в детях толерантности невозможно разграничить.

Несколько слов о формах работы. Интересен курс занятий О. В. Хухлаевой “Тропинка к своему “Я” [2], рассчитанный 1-8 класс. Занятия построены в увлекательной для детей форме, состоят из тестов, тренингов, игр, дискуссий. Вот некоторые темы занятий: “Конфликты и Я”, “Социальное восприятие: как узнавать другого человека?”, “Эмоциональный мир человека”, “Я – концепция и её ключевые компоненты”.

Активно применяются и игровые методики Н.Е. Щурковой [3], ведь невозможно переоценить роль игры в воспитании детей. Особое внимание уделяется играм раздела “Я – человек моральный”. Эти игры направлены на развитие способности содействовать благу другого. Каждая имеет конкретную цель: либо – пробуждение интереса к другому, либо – научение общению с другим, либо – тренинг в поведении по отношению к другому, либо в признании непохожести Другого на тебя и формировании уважения уникальности каждого. Интересны игры и других разделов, например, “Проблемы и аргументы”, “Разброс мнений”, “Парадоксы жизни” и другие многие формы работы: классные часы, беседы, разговор по душам, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, телепередач с последующим обсуждением.

Воспитание толерантности – одна из задач такого направления воспитательной работы, как “Основы гражданского самосознания”. Именно на мероприятиях в рамках этого направления дети расширяют знания из области граждановедения; знакомятся с национальной и другими культурами, религиями, традициями; обсуждают и раскрывают для себя качества, которыми должен обладать гражданин, достойный своей страны. В заключение приведем краткий сценарий занятия по направлению “Основы социализации и общения” в 7 -8 классах, цель которого – обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Тема: “Как быть толерантным в общении?”

1. Энергизатор – “Мы с тобой похожи тем...”

Дети становятся в два круга с равным числом участников, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу, образуя пары. В каждой паре ученики по очереди говорят: “Мы с тобой похожи тем, что... (например, у нас одинаковый цвет волос, нам нравится какой-либо исполнитель, мы одинаково добрые и отзывчивые)”. Далее внешний круг делает шаг вправо, происходит смена пар, и опять новые пары задают друг другу этот вопрос. Когда игроки совершили полный круг, они продолжают движение, но пары задают друг другу следующий вопрос: “Мы с тобой не похожи тем, что...”

Ведущий: Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации или наблюдает конфликты, являясь сторонним наблюдателем, придерживаясь точки зрения какой-либо конфликтующей стороны. Каждый по своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение или, являясь сторонним наблюдателем, имеет своё мнение по поводу способа урегулирования разногласий. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного общения, сохранить собственное достоинство и не унизить другого? Сегодня мы поговорим об этом. Для начала давайте вспомним значение слова “толерантность”. (Дети высказывают свои мнения)

Ведущий: Итак, толерантность – это проявление терпения, терпимости к людям с убеждениями, отличными от ваших, готовность принять других такими, какие они есть, уважение интересов других и взаимодействие с ними на основе согласия. Она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Почему в мире по-прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы... Однако после войны побеждённый чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсудить проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побеждённых. Выиграл бы каждый!

Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным, чтобы защищать слабых. Проявлять толерантность – значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях. Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием и злом.

2. Мозговой штурм

Ведущий: На доске перед вами 2 плаката. На первом мы с вами запишем причины конфликтов: между отдельными людьми, в семье, в школе, в стране, регионе, мире. На втором плакате запишем конструктивные меры разрешения каждого из названных вами конфликтов. (Дети по очереди высказывают свои мнения, ведущий записывает их на плакатах. Ведущий подводит итоги)

Ведущий: Как показали наши с вами рассуждения, у каждого конфликта, независимо от его масштабов, есть конструктивное решение.

3. Энергизатор“Найди и коснись”

Участникам предлагается коснуться чего-либо по заданию: коснитесь красного, коснитесь твёрдого, коснитесь руки соседа справа и т. п.

4. Работа по группам

Ведущий делит детей в случайном порядке на группы по 4 человека. Каждая группа назначает себе докладчика (он будет докладывать по итогам работы группы), хронометриста (он следит за временем при обсуждении), лаборанта (он получает задания и необходимое оборудование к нему). Каждая группа получает задание на карточках (разные для каждой группы) и вопросы к ним (одинаковые для каждой группы).

После обсуждения в группах задание обсуждается со всеми.

Примерные задания:

1. Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
2. Одноклассник взял у вас диск, но вернул его непригодным для воспроизведения и не признаёт этого.
3. Вы со старшим братом договорились встретиться на улице возле магазина. Вы прождали его час, а он так и не пришел.

Группы должны обсудить и ответить на следующие вопросы:

1. Итак, кто обиженный, обидчик?
2. В чем причина возникновения конфликта?
3. Можно ли было иначе решить проблему, чтобы никто не остался обиженным и проигравшим?
4.Каким образом?
5. Каковы Ваши ощущения во время конфликта и после него?

5. Проектная деятельность

Ведущий делит детей в случайном порядке на группы по 4 человека, отличающиеся по составу от первых групп. Каждая группа назначает себе докладчика, хронометриста, лаборанта. Дети должны создать и защитить проект. В качестве подсобных материалов можно предложить бумагу, картон, цветные карандаши, клей, ножницы, газеты, в зависимости от выбранного типа проекта.

Примерные темы проектов:

1. Вам на телевидении, которое смотрит всё человечество, предложили 5 минут эфирного времени. Как вы его используете? (Идея обращения к человечеству с посланием мира и взаимопонимания)
2. Создание города, дома, замка, в котором бы жившие в нем обитатели жили без конфликтов, счастливо в мире.
3. Презентация мира.

6. Рефлексия

У нас есть воображаемая шкатулочка, в которую вы положите то, что вам больше всего понравились на занятии. Есть и воображаемая мусорная корзина, в которую вы выбросите то, что вам не понравилось. (Дети по очереди высказываются)

Литература

  1. Худенко ЕД., Гаврыnечева Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИС,2005.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
  3. Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.