Урок русского языка в 5-м классе по теме "Письмо"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Повторить стили речи.
  • Познакомить учащихся с эпистолярным жанром как разновидностью письменной речи, с его особенностями.
  • Расширять словарный запас учащихся, развивать их грамотную, правильную речь.
  • Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Оборудование:   учебник  «Русский язык», 5 класс, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова; мультимедийная установка, компьютер.

 Тип урока: изучение нового учебного материала.
Методы диалогического изложения.

Основные приёмы: опрос, объяснение, беседа, интегрирование с литературой, историей, самостоятельная работа с дополнительной литературой, создание текста, наблюдение и анализ.

Ход урока.

I. Организационный момент:

- приветствие;
- напоминание об этикете: после приветствия сначала присаживаются девочки, спустя две-три секунды – мальчики;
- настрой на урок: в какой цветовой гамме окрашено ваше настроение? Надеюсь, в течение урока оно будет только яркое, насыщенное и к концу занятия не потускнеет.

II. «Открытие» темы урока:

- читают подготовленные ученики

16 мая 1834г.,

…Давно, мой ангел, не получал я от тебя писем. Тебе, видно, было некогда. Теперь, вероятно, ты в Яропольце и уже опять собираешься в дорогу. Такая тоска без тебя, что того и гляди приеду к тебе…. Пиши мне о своём здоровье и о здоровье детей, которых я целую и благословляю. Кланяюсь Наталье Ивановне. Тебя целую. На днях получишь письма с посыльным. Прощай, мой милый друг.

А.С. Пушкин
Санкт-Петербург

Дорогая Лиличка!
 Вчера у меня был выходной. И мы с Алёшей пошли посмотреть квартиру Пушкина. На меня это произвело огромное впечатление. Я и сегодня не могу от него отделаться. Это ужасно грустно. Диван, на котором он умер, перо, которым он писал в последний день, письмо его жене…, библиотека…
Его трость, сабля, которую ему подарили в Арзруме… Квартира скромная…. И всё это было так недавно. Точно его вчера убили… Я ходил по комнатам, и мне хотелось плакать.
Всё ещё держится тёплая погода. Мне уже надоело здесь и скучно без тебя и детей.
9-го ночью я сажусь в дизель и 10-го утром буду дома.
Целую тебя, лапочка.

Саша.

- беседа: что вы слушали?(Письма).
- верно, первый текст – фрагмент письма А.С. Пушкина жене, второй – фрагмент письма А. Вертинского жене о посещении квартиры поэта, где, скорее всего, А.С. Пушкин и писал своей жене услышанное нами письмо
- Итак, как вы уже догадались, тема урока – «Письмо». Запишите её.

Сообщение цели урока.

Нам предстоит познакомиться с одним из жанров разговорного стиля – эпистолярным – и его особенностями.

III. Актуализация прежних знаний.

Повторение стилей речи (научный, разговорный, художественный) и их отличительных признаках.

IV. Формирование новых понятий.

Письмо как эпистолярный жанр разговорного стиля.

1. Беседа: любите ли вы получать письма? Кто вам пишет и о чём? С радостью ли вы отвечаете на письма? Каким стилем речи вы при этом пользуетесь?
2. Расширение словарного запаса учащихся. Словарно-орфографическая работа.

Приложение слайд №1.
Адресант, а, м. Тот, кто посылает кому-нибудь письмо, телеграмму, посылку.
Адресат, а, м. Тот, кому посылают письмо, телеграмму, посылку.

V. Путешествие в историю создания эпистолярного жанра. Слово учителя.

приложение слайд №2.
Эпистолярная литература – это литературные произведения, в которых используется форма письма.
Автор такого сочинения либо обращается к адресату и сам становится адресантом, либо приводит переписку героев.
приложение слайд №3.
Древняя эпистола. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
Но эпистолярное искусство существует с древних времён. В форме писем сочинялись романы, стихи.
приложение слайд №4. Иллюстрация древней эпистолы.
 Эпистолярная теория была разработана ещё в античности.
приложение слайд №5.В античности письма назывались:
- «половиной диалога» (Артемон)br /> - «разговором отсутствующего с отсутствующим» (Прокл).

Образцовые эпистолярные сочинения принадлежат Цицерону, Сенеке, Горацию.
В Средние века письмо стало одним из распространённых жанров европейской литературы.
Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (16 век). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера.

приложение слайд №6. Иллюстрация письмовника.
приложение слайд №7. Письмовники.
В старину у нас существовали так называемые письмовники. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью.
К сожалению, редкостью стало письмо и в нашем прогрессивном XXI веке. Люди  чаще звонят, пользуются электронной почтой… . А ведь совсем недавно мы заводили новых друзей по переписке, могли рассказать о себе далёким родственникам, узнать об их жизни. И читая полученное письмо, чувствовали тепло от написанных строк, радость или беспокойство.
Отказавшись от писем, отдавая предпочтение только телефонам или электронной почте, мы многое теряем.
-  Как вы думаете, что? (Радость заочного общения, возможность через почерк, стиль письма проникнуться настроением пишущего).
Вывод: нужно возрождать традицию эпистолярного жанра, бережно и с любовью относиться к родному языку, проявлять интерес к его познанию.

Работа с учебником, п.43. Письмо

  1. Чтение теории. Какими бывают письма?
  2. Чтение образцов писем, упражнение №213, №214.

- В  каком стиле может быть написано, составлено письмо?
Вывод: в письмах мы выражаем свои чувства, сообщаем о чём-то, благодарим за что-то. Письмо чаще всего создаётся в разговорном стиле, но может быть составлено и в официально-деловом стиле, с особенностями которого мы будем знакомиться позже.

Физминутка.

Особенности эпистолярного стиля.

Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное и тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны
- условные эпистолярные формулы-обращения, например:
 Мой дорогой мальчик; дорогой Сергей Васильевич; милый дружище!
- официальная форма обращения, например:
 Глубокоуважаемая Светлана Ивановна; уважаемый Юрий Петрович!
- этикетные формулы, например:
Не откажите в любезности…Давненько мы с вами не виделись… Спешу тебя поздравить
- разговорные обороты, например:
Как ты учишься?  Какое ты мне хорошее письмо написала! Как вы живёте?
- типичные обороты конца письма, например:
С уважением… До свидания… До скорого… Ваш Виктор…

Эпистолярный стиль представляет живую литературно-разговорную речь, насыщенную фразеологией, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

VI. Формирование умений и навыков.

А теперь – «проба пера!». Создание собственных текстов, их чтение, анализ.
- Напишите небольшое письмо одному из литературных героев. А мы постараемся  назвать произведение и его автора.

Дорогой Никита!
Я прочитала о тебе рассказ и поняла, что в жизни очень много необычного, удивительного, волшебного.
Оставайся таким же весёлым, добрым, сердечным мальчиком. Не переставай фантазировать и радоваться жизни!
До свидания. Твоя большая поклонница Лена.
(Михненко Лена, рассказ «Никита» А.П. Платонова)

 Здравствуй, Жилин!
Я очень рада, что познакомилась с тобой, узнала о твоей службе на Кавказе. Ты мужественный и храбрый, с чувством собственного достоинства. Особенно меня восхищает то, что, попав в плен, ты заставил татар относиться к тебе с уважением. Я очень хочу быть на тебя похожей.
До свидания. С большим уважением, Лолита.
(Родионова Лолита, рассказ «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого)

Здравствуйте, уважаемый пан Тыбурций!
Я очень рада, что у меня появилась возможность Вам написать.
К сожалению, я не знаю, как сложилась ваша с Валеком жизнь, когда вы ушли из города после смерти Маруси. Надеюсь, у вас всё хорошо, вы нашли приют и вас окружают хорошие люди.
Пан Тыбурций, мне тоже очень жаль Марусю. Но Вы не виноваты, что её забрал «серый камень». Маруся осталась в нашем сердце, мы запомнили её милый образ, редкий, но звонкий смех.
Не переживайте, пожалуйста. Ведь у Вас есть ещё Валек.
До свидания. С наилучшими пожеланиями, Арина.
(Латышева Арина, повесть «В дурном обществе» В.Г. Короленко)

Привет, Филька!
Наконец-то могу обратиться к тебе.
Филька, прочитал я твою историю. Скажу честно: не понравился ты мне вначале. Злой, ленивый, эгоистичный, отмахивающийся от бабушки, от друзей.
А твоё отношение к коню просто возмутило меня! Разве можно оттолкнуть доброго, голодного коня, который ничего плохого тебе не сделал? Разве это с твоей стороны гуманно?
Но я, конечно, вместе с одноклассниками рад, что ты осознал свою вину не только перед конём, но и перед жителями деревни.
Впредь оставайся добрым, честным малым. И ты обязательно вырастешь хорошим человеком, которого все будут ценить и уважать.
Пока! Никита.
   (Гукалов   Никита, сказка «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского)

Знакомство с памяткой «Советы адресанту!» (памятка раздаётся учащимся)
приложение слайд №8.
Пиши ясно и просто.
Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.
Будь искренним, дружелюбным. Не пиши писем в минуты гнева, раздражения.
Поздравляй родных и друзей в дни рождения и в другие праздники.
Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия.
приложение слайд №9.
Приветствие, обращение – название того, кому предназначено письмо.
Вступление – выражение различных чувств (извинение, благодарность, сожаление, радость и другие), отражающих интерес к жизни адресата, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Формулы прощания.

VII. Домашнее задание: п.№43, упражнение №215.

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексивный момент: закончить предложение «Сегодня на уроке я узнал(а)…», «Я понял(а), что…».