Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР III уровня по теме "Посуда"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Коррекционные:

  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствование зрительного и слухового внимания, тактильных ощущений.
  • Совершенствование мелкой и общей моторики, координация речи с движением.
  • Развитие мышления и памяти.

Образовательные:

  • Расширение и активизация словаря по теме “Посуда”.
  • Развитие общеречевых навыков.
  • Развитие творческого воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры поведения.
  • Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

Игрушки: ежик, лягушка, белка; настоящая и кукольная посуда; карточки с веселой точкой и точечным изображением посуды; тесто; магнитофонная запись песни “В лесу родилась елочка”; картонные части предметов посуды для сбора аппликации; самовар, волшебные очки с заклеенными стеклами.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Приветствие.

Игра “Узнай наощупь”. В корзинке необычные гости, которые не подают голоса. Не заглядывая в корзинку, не слыша голосов гостей постараемся узнать, какие они наощупь. Помогут нам в этом волшебные очки и наши ручки. Надеваем очки и ощупываем предметы в корзине – гладкий, колючий, мохнатый. Дети снимают очки, логопед вынимает ежа, белку, лягушку. Дети называют гостей, соотнося качество и предмет: колючий еж, гладкая лягушка, мохнатая белка.

Логопед по очереди разное количество раз гладит игрушки, дети запоминают и обговаривают действия: “Колючего ежика Вы погладили один раз”.

2. Введение в тему.

Эти лесные животные не зря попали в детский сад, они очень любопытные и будут вместе с нами отгадывать загадки.

Из горячего колодца через нос водица льется. Чайник.

Меня узнайте, кто же я? Создана я для питья,
За ручку все меня берут, из меня чай, кофе пьют. Чашка.

Мы в нее щи и бульон наливаем, моем ее и вновь наполняем.
Если бы ей улететь довелось, трудно бы нам без нее бы пришлось. Тарелка.

Сама не ем, а людей кормлю. Ложка.

Предметы выставляются на стол по мере отгадывания.

Гости удивлены. В лесу они такими предметами не пользуются.

Дети рассказывают, что это посуда, для чего она предназначена, какие еще предметы посуды они знают, как ухаживать за ними.

3. Физкультминутка.

Координация речи с движением.

Моем чашку, моем кружку – круговые движения поочередно левой и правой рукой.
Ставим высоко на сушку – тянемся вверх.
Ой, упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.

4. Употребление существительных в родительном падеже

- соотнесение части и целого, выкладывание целого предмета из частей, закрепление названий частей посуды.

Дети собирают целый предмет из отдельных частей (осколков) на листах картона. Называют, из каких частей состоит предмет (у каждого ребенка свой предмет).

Чайник состоит из стенок, донышка, ручки, носика, крышки.
Чашка состоит из стенок, донышка, ручки.
Нож – из лезвия, ручки и т. д.

5. Развитие слухового внимания.

Логопед заостряет внимание детей на том, что у посуды есть секрет. Когда вокруг никого нет, посуда разговаривает и у каждого предмета свой голос. Логопед легко ударяет палочкой по железной кастрюле, фарфоровой чашке, деревянной ложке, стеклянному стакану, хрустальной салатнице, дети слушают и запоминают голоса. Далее, дети в волшебных очках, только на слух определяют, что звучит.

6. Образование прилагательного от существительного.

Уточняем, как мы узнали, что звучит. Посуда изготовлена из разного материала и поэтому, каждый предмет имеет свой голос.

Тарелка из фарфора - фарфоровая.
Чайник из железа – железный.
Салфетница из пластмассы – пластмассовая.
Каждый ребенок выбирает себе предмет: “Я беру фарфоровую чашку”.

7. Употребление притяжательных местоимений.

Игра “Расскажи о своей посуде”.

Дети составляют словосочетания с использованием подходящего притяжательного местоимения: “Это мой прозрачный стеклянный стакан, это моя блестящая железная ложка, это мои острые ножи” и т. д.

8. Образование и употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед предлагает напоить гостей чаем и для этого накрыть стол кукольной посудой. Накрываем стол под музыку “В лесу родилась елочка”. У каждого ребенка в руках по одному предмету кукольной посуды. С началом музыкальной фразы ребенок начинает движение, в конце фразы ставит предмет на стол. Проверяем правильность сервировки. Так как посуда кукольная и предметы маленькие, называем предметы ласково: “Я поставил маленькое блюдечко” и т. д.

9. Использование существительных в предложном падеже с предлогом “В”.

Пока гости пьют чай, дети готовят для них подарки вместе с веселой Точкой – портреты посуды. Жила-была веселая Точка. Была эта Точка хитрющая и умела прятаться в разных предметах. Для того чтобы узнать в каких предметах спряталась Точка, дети должны соединить точечки – дочки. Каждый ребенок рассказывает, в чем спряталась его Точка: “Моя Точка спряталась в кастрюле”. У логопеда Точка спряталась в самом необычном предмете – самоваре. Выясняем, знают ли дети название этого предмета и почему он так называется. Самовар – сам варит (кипятит) воду для чая.

10. Развитие мышления.

Вспоминаем пословицы по теме. Чай не пьешь – откуда силы берешь. Чай пьешь – до ста лет проживешь. Выясняем, как дети понимают смысл пословиц. Питье чая с друзьями поднимает человеку настроение, делает его сильным, здоровым, продлевает жизнь. Чай исстари пьют с сахаром, медом, сушками.

11. Развитие мелкой моторики.

Из заранее приготовленного теста дети лепят сушки. Отламываем по небольшому кусочку теста, раскатываем между ладошек, кладем на доску тонкие “колбаски”, соединяем концы, получаются круглые сушки, которые отправляем на кухню для выпекания. По окончании занятия пьем чай из самовара с готовыми сушками.

12. Итог занятия.

Уточняем, о чем узнали на занятии. Перечисляем предметы посуды и материал, из которого она может быть изготовлена.