Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка во 2-м классе "Его Величество — Русский язык"

Разделы: Преподавание в начальной школе


<Слайд 1>

Цели:

  • Обобщить знания обучающихся, усвоенные в процессе изучения отдельных тем второго года обучения, установить связь между ними.
  • Совершенствовать орфографическую и стилистическую зоркость.
  • Прививать любовь и уважение к русскому языку.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

<Слайд 2> “Наш язык и скромен, и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад”.

– Как вы понимаете эти слова?

– Сегодня на уроке мы вспомним и обобщим всё то, над чем работали в течение всего учебного года. А именно, какой он наш язык, поговорим о законах орфографии и постараемся доказать знания этих законов.

II. Работа по теме.

<Слайд3>

1. Речь

– Отгадайте загадку: “Она волшебница, и вы с ней знакомы. Вы встречаетесь с ней в стихах и сказках, рассказах и повестях. Она помогает вам делиться мыслями и чувствами с другими людьми”.

– Кто эта волшебница? (Речь).

– Для чего нужна речь? (Для общения, для получения информации, знаний об окружающем мире, о жизни людей).

– Какая бывает речь? (Устная и письменная).

– Какую речь мы называем устной? (Речь, которую мы слышим и произносим, называем устной).

– Какую речь мы называем письменной? (Речь, которую мы пишем и читаем, называем письменной).

– Послушайте загадки. Отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

а) Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).

б) Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь).

в) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам,
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
(Письменная речь).

г) Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь – он молчок,
А стоит ручки повернуть,
Он будет говорить и петь. (Телевизор, радиоприёмник)
(Устная речь).

2. Словарно-орфографическая работа

– Из чего состоит речь? (Из слов).

– Сейчас вам предстоит писать слова, слова с непроверяемой безударной гласной.

– Что это за слова? (Словарные слова, в которых нужно запомнить правописание безударной гласной).

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь –
За работу я возьмусь.

– Замени, одним словом:

а) Животное с рыжей шерстью и пушистым хвостом. (Лисица)
б) Ученик, который следит за порядком и чистотой в классе. (Дежурный)
в) Общее для всей семьи собственное наименование. (Фамилия)
г) Длинная коробка для хранения карандашей и ручек. (Пенал)
д) Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм. (Пальто)
е) Населённый пункт в сельской местности. (Деревня)
ё) Тонкая палочка графита, в деревянной оболочке, используемая для рисования и черчения. (Карандаш)
ж) Платье, рубашка, плащ, костюм, пиджак, юбка, пальто. (Одежда)
з) Шестой день недели. (Суббота)
и) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит “голова”. (Капуста)

– Как называются слова, которые вы записали? (Словарные)

Взаимопроверка. <Слайд 4>

<Слайд5>

3. Парные согласные.

– Дорогие мои второклассники, а в зоопарк вы, не хотите ли?

(На экране слайды, ученики работают с сигнальными карточками парных согласных).

<Слайд 6> Вот царь зверей могучий ле(в)
<Слайд 7> А тут жира(ф) с длиннющей шеей
<Слайд 8> Ушастый ё ж). Чем не похож?
<Слайд 9> Ено(т) – красавиц смотрит вниз,
<Слайд 10> Там потянулась сладко ры(с)ь.
<Слайд 11> Плывёт могучий бегемо(т)
<Слайд 12> Медве(д)ь над нерпою ревёт.
<Слайд 13> И белый голу(б)ь там летает,
И все нас в гости приглашают.

– Какое правило вы применили, чтобы правильно вставить пропущенные буквы? (Правило проверки правописания парной согласной в конце слова).

4. Заглавная буква

– В зоопарке мы побывали. Теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Эхо”.

– Запишите секреты эха в тетрадь.

Кто забрался под диван?
Эхо мне в ответ: Иван.
Не боится кто мороза?
Эхо отвечает: Роза.
Кто съел плитку шоколада?
Эхо (с укоризной): Лада.
Кто гуляет до рассвета?
Знает эхо, это: Света.
Кто глядит из-за сарая?
Знает эхо, это: Рая.
Кто потерял сандалик?
Промолвит эхо: Алик.
Назови мне кавалера!
Эхо прокричит: Валера.

– Какую орфограмму вам пришлось вспомнить, чтобы открыть секреты эха?

(Правописание заглавной буквы в именах собственных).

– А теперь проверьте: <Слайд14>

Физкультминутка.

На болоте две лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем обтирались.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям
Физкульт – привет!

5. Развитие речи

– На уроках русского языка мы с вами учимся не только орфографии, грамматике, но и культуре общения. Знакомимся с “вежливыми, добрыми” словами.

– Что это за слова, когда нужно их употреблять в речи? <Слайд15>

Ученик: “Добрые слова”.

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым утром!” – я кричу.
“Добрый день!” – кричу я вслед
Всем идущим на обед.
“Добрый вечер!” – так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.

О. Дриз.

– Если больше есть не в силах

Скажем бабушке (спасибо).

– Когда бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

– Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, военными. Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

<Слайд15>

Ученик:

Слова: “До свидания!” <