Творческие задания на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ)

Разделы: Музыка


Цель данной работы:

  • привлечь внимание педагогов и учащихся к совместному творческому процессу;
  • показать результаты многолетней совместной творческой деятельности учащихся и педагога, то на что способны дети, если их постоянно привлекать к творчеству.

Задачи:

  • научить детей грамотно работать с литературой, нотным текстом, электронными словарями и интернетом.
  • развить у них навыки реферирования, устную речь, эрудицию, редакторские способности.

Работа составлена на основе заданий, сделанных учащимися и отредактированных педагогом.

Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).

Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Наглядным примером тому может служить оформление некоторых докладов учащихся (см. приложение).

Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества М.П.Мусоргского», которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.

Кроссворды по творчеству М.П.Мусоргского

Кроссворд №1

По горизонтали:

  1. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
  2. Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В.Верещагина.
  3. Название вокального цикла «Песни и пляски…».
  4. Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М.Мусоргского.
  5. Имя летописца из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
  6. Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
  7. Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».

По вертикали:

8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Ответы:

1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.

Кроссворд №2

По горизонтали:

  1. Имя царевича, о котором идёт речь в опере «Борис Годунов».
  2. Фамилия главного героя одной из опер М.Мусоргского, созданной на сюжет трагедии А.Пушкина.
  3. Название одного из вокальных циклов М.Мусоргского.
  4. Название одной из опер, созданной Мусоргским на исторический сюжет.
  5. Село, в котором родился композитор.
  6. Фамилия одного из преподавателей фортепиано, у которого занимался М.Мусоргский.
  7. Опера, созданная композитором на сюжет романа Флобера.
  8. Название пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
  9. Персонаж (должность) оперы, силой заставлявший народ просить Годунова стать царём.
  10. Фамилия князя, приближённого лица царя Бориса в опере «Борис Годунов».

По вертикали:

11. Фамилия композитора, творчеству которого посвящён данный кроссворд.

Ответы:

1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.

Игра «Угадай-ка, о чём (о ком) идёт речь?»

  1. В 1857 году в доме Даргомыжского М.Мусоргский знакомится с …..(ним). На тот момент …ему было 20 лет, но он был уже признанным музыкантом, композитором, концертирующим пианистом. Этот человек обладал верным вкусом, критическим чутьём и сразу распознал в Мусоргском незаурядный талант. Этот человек возглавил «Могучую кучку». О ком идёт речь? (М.Балакирев).
  2. Это музыкальное произведение написано М.Мусоргским по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлёк композитора своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над этим произведением продолжалась около 3 лет, но оно так и осталось незавершённым. О каком произведении Мусоргского идёт речь? (опера «Саламбо»)
  3. К концу 1869 года была завершена и представлена в Мариинский театр в первой редакции одна из опер Мусоргского, для решения вопроса об её постановке. Репертуарным комитетом опера была забракована. «Новизна и необычайность музыки, - вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», - поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии… Огорчённый и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть её основательным переделкам и дополнениям». О какой опере Мусоргского идёт речь? («Борис Годунов»)
  4. В период работы над «Борисом Годуновом» Мусоргский поддерживает наиболее близкие дружеские отношения с одним из композиторов «Могучей кучки». «Наше житьё с Модестом, - вспоминал этот композитор, - было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку». О каком из композиторов «Могучей кучки» идёт речь? (Н.Римский-Корсаков)
  5. В.Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании оперы, над которой композитор работал с 1872 года и почти до конца жизни. В этой опере композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность для создания новой народной музыкальной драмы. Эта опера посвящена В.Стасову. О какой опере Мусоргского идёт речь? («Хованщина»)
  6. Успешная премьера оперы «Борис Годунов» придала Мусоргскому новые силы. 1874 год стал для него необыкновенно интенсивным в творческом отношении. Всего за 3 недели композитор сочиняет крупное фортепианное произведение, которое, как и опера «Хованщина» была посвящена В.Стасову. Это произведение возникло как горячий отклик Мусоргского на смерть своего друга, художника и архитектора В.Гартмана и создано под впечатлением посмертной выставки его работ. О каком произведении идёт речь? («Картинки с выставки»)
  7. В 1860-е годы Мусоргский создал несколько песен, которые можно назвать «народными картинками». Сюжетом одной из таких «картинок» послужил подлинный эпизод из жизни композитора. В.Стасов вспоминал о рассказе самого Мусоргского:
    «Он стоял раз у окна и поражён был той суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабёнкой, ему нравившейся… а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражён; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».
    Композитор сам написал текст песни. О какой из песен Мусоргского идёт речь? («Светик Савишна»)
  8. В последние годы жизни Мусоргский в своём творчестве неоднократно обращался к образам смерти. Этой теме посвящена одна из самых ярких «драматических песен», созданная под впечатлением картины В.Верещагина. В.Стасов писал о картине следующее:
    «…Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле. Вдали, за речкой, уходят «свои», может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир… Мне казалось, всё сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
    Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А.Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый»)
  9. М.Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В.Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская»)
  10. Известно, что М.Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)

Тесты по творчеству М.П.Мусоргского

Тест №1

«Жизненный и творческий путь М.П.Мусоргского»

  1. В каком веке жил и творил М.Мусоргский?
    а) в XX веке
    ) в XIX веке
    в) в XVIII веке.
  2. Когда и где родился композитор?
    а)
    9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
    б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
    в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии.
  3. Кто был первым учителем музыки М.Мусоргского?
    а) отец
    б) мать
    в) брат.
  4. В каком учреждении композитор получил образование?
    а) в петербургском Морском корпусе
    б) в петербургской Медико-хирургической академии
    в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков.
  5. В каком году М.Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки»?
    а) в 1857 году
    б) в 1860 году
    в) в 1861 году.
  6. Как назывался первый созданный композитором романс?
    а) «Расстались гордо мы»
    б) «Где ты, звёздочка?»
    в) «Спи, усни, крестьянский сын».
  7. Какая из опер М.Мусоргского, созданных в 60-е годы, стала вершиной творчества композитора?
    а) «Саламбо»
    б) «Женитьба»
    в) «Борис Годунов».
  8. С кем из деятелей «Могучей кучки» особенно сблизился и поддерживал тёплые дружеские отношения М.Мусоргский в 1868-72-е годы?
    а) с Ц.Кюи
    б) с М.Балакиревым
    в) с В.Стасовым.
  9. Кто из композиторов после смерти М.Мусоргского завершил «Хованщину» и сделал новую редакцию «Бориса Годунова»?
    а) Н.Римский-Корсаков
    б) А.Бородин
    в) М.Балакирев.
  10. С кем из известных вокалистов того времени композитор совершил своё последнее концертное турне по югу России?
    а) Д.Леоновой
    б) Ф.Шаляпиным
    в) И.Козловским.

Тест №2

Опера «Борис Годунов»

  1. Кто предложил М.Мусоргскому трагедию Пушкина «Борис Годунов» в качестве сюжета для оперы?
    а) Чернышевский
    б) Никольский
    в) Стасов.
  2. Кого в опере М.Мусоргский «… разумел как великую личность»?
    а) Годунова
    б) Пимена
    в) народ.
  3. Кто создал либретто оперы?
    а) Мусоргский
    б) Стасов
    в) Бородин.
  4. Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни?
    а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
    б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
    в) Хор «Хлеба!»
  5. Какой из перечисленных героев оперы не имеет ярко выраженной лейттемы?
    а) Шуйский
    б) Пристав
    в) Юродивый
  6. Какой из перечисленных персонажей оперы является «внесценическим» героем?
    а) царевич Дмитрий
    б) летописец Пимен
    в) Варлаам.
  7. Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?
    а) Степан Разин
    б) Емельян Пугачёв
    в)
    Григорий Отрепьев.
  8. Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?
    а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
    б) «Хлеба!»
    в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».

*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.