Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока "Алфавит"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели: Сравнить современную русскую азбуку с азбукой наших предков, познакомить с текстами старых букварей, учить понимать смысл пословиц, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Оборудование: Приложение № 1 (древнерусская азбука), приложение № 2 (Первый букварь – В. Крупин), рисунок № 1 (Что читали… Л.Н. Толстой), рисунок № 2 (Иван Федоров), рисунок № 3 (Печатный станок), рисунок № 4 (Буквицы, заставки…), рисунок № 5 (Украшения из книг…), рисунок № 6 (Иван IV в типографии Ивана Федорова), рисунок № 7 (Страница из азбуки…).

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснулся и вставать!

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске изображение 

Рис.1

Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Дети: А Б В Г Д Е

У. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».

Чтение детьми стихотворения про алфавит.

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком равненьи построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все – алфавит.

У. Буквы! По порядку алфавита рассчитайтесь!

(Дети строятся по порядку и произносят обозначаемые звуки).

III. Над новым.

1. – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)

– Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?

– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

– Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки)

Из этих названий и получилось слово «азбука».

Приложение № 1

А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».

Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.

Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

– Прочитайте буквы русской азбуки, правильно их называя, а поможет вам в этом наш алфавит.

– Откройте пропись.

Чтение учителем стихотворения С.Я. Маршака «Русская азбука» – как наставление.

Если кто-то любопытен,
Хочет все на свете знать,
Тот не будет лениться,
И научится читать.

Только чтобы на вопросы
Стали буквы отвечать,
Вам, ребята, (очень просит)
Надо буквы твердо знать.

Буквы строим по порядку.
Погляди! Чудесный вид!
Мы запишем их в тетрадку –
Получился алфавит!

33 веселых буквы,
Ни одной забыть нельзя.
Нам помогут то, что слышим,
Сделать видимым, друзья.

Откройте пропись на стр. 42

– Запишите алфавит.

Физкультминутка

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

У. Где используется алфавит?

Д. Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся.

У. С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

Д. Для удобства поиска нужного слова.

2. Классификация букв

В нашей азбуке есть буквы, которые обозначают звуки:

Гласные:       а  и  ы  э  о  у  е  ё ю  я

– Сколько гласных букв? 10

Звонкие согласные: б  в  г  д  ж  з  р  л  м  н  й

Глухие согласные: п  ф  к  т  ш  с  х  ч  ц  щ

Буквы, которые не обозначают звука, они не относятся ни к гласным, ни к согласным: ъ ь

Сколько согласных букв? 21.

3. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях.

– С каких слов начиналась первая азбука?

Чтение с доски.

«Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори».

– Как вы понимаете эти слова?

– Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык. «Не ленитесь, усердно читайте, слушайте внимательно учителя, сами делайте «открытия», творчески подходите к заданиям».

– Что читали дети в своих букварях?

       (рис. № 1)                 

– Что такое нравоучение? (Поучение, внушение нравственных правил).

– Чтение столбиков слов.

амбар                          еда      

батюшка                     ёлка    

ворота                         жница 

грабли                        земля  

домовой                     игра    

– Значение каких слов следует объяснить?

Амбар – строение для хранения зерна, муки, припасов, а также товаров.

Домовой – сверхъестественное существо, якобы обитающее в каждом доме.

Жница – женщина или девушка, которая жнёт в поле хлеб.

Жать – срезать серпом под корень стебли злаков (ржи, пшеницы).

– Подберите слово, близкое по значению слову «батюшка»

(Отец, папа, тятя).

– Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв.

(еда, ёлка)

– Запись слов в тетрадь.

(Фонетический разбор)

– Прочитайте первые 2 столбика слов. Подумайте, по какому правилу они написаны.

(Слова написаны в алфавитном порядке)

4. Работа над пословицей.

– Прочитайте предложение (с побудительной интонацией, с вопросительной интонацией).

Азбука – к мудрости ступенька.

– Как называется это предложение?

(Пословица)

– Кто знает, что такое пословица?

Пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.

Издавна пословицы способствовали обогащению языка.

– Запишите пословицу в пропись.

Раньше ваши родители, наши предки учились читать по учебнику.

– Как назывался этот учебник?

– Кто знает? Букварь.

– Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым.

(рис. № 2)

Скоро только сказка сказывается… Много лет ждал Иван этого дня. О нем мечтал, когда при свете лучины срисовывал долгими ночами затейливые буквы – одна краше другой – со старых рукописных книг. Иван резал доски для гравюр-рисунков, отливал литеры-буквы, шрифты из металла, мастерил из дерева печатный станок. Вот и получился печатный станок самого простого устройства.

 

(рис. № 3)

(рис. № 4)

(рис. № 5)

(рис. № 6)

Первый печатный учебник русской грамоты состоял из двух частей. Большая часть была посвящена изучению букв и слогов, меньшая содержала тексты, которые должны были читать ученики, уже знающие грамоту. Знакомила эта книга и с цифрами.

(рис. № 7)

5. Чтение текста.

Приложение № 2.

Первый букварь

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 1574 году. Ивана Фёдорова называют первопечатником. В Москве есть памятник Ивану Фёдорову. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Конечно, книга Фёдорова отличается от нынешних букварей и азбук, но все они строятся так же: от простого к сложному, от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ, ИЖЕ, КАКО, ЛЮДИ, МЫСЛЕТЕ, НАШ, ОН, ПОКОЙ, РЦЫ, СЛОВО, ТВЕРДО, УК, ФЕРТ и так далее.

Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз – я, буки – буквы, ведаю – знаю. Глаголю – говорю, добро – хорошо, есть – жить… Или: рцы – говори слово твердо. Сочиняли стихи, была даже азбучная молотва.

Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести: «Чада (то есть дети), послушайте (слушайтесь) своих родителей, это есть первая заповедь. Благо будет вам и долголетни будете на земле.»

В. Крупин

– Что интересное и новое узнали из данного текста?

– Когда был напечатан первый букварь для русских людей?

– Кого называют первопечатником?

Что означает слово «первопечатник»?

– А где сейчас печатают книги?

– У кого дома есть компьютер?

Можно ли напечатать книгу на нем?

– Как строятся все буквари и азбуки. Найдите ответ в тексте и прочитайте.

– Как мы с вами называем буквы алфавита?

Как раньше их называли?

– Чем заканчивался русский букварь?

– Как вы думаете, каково было назначение букваря.

Я – букварь, учу читат