Конспекты занятий по ПДД «Школа пешеходных наук "Устройство проезжей части"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Школа пешеходных наук (старшая группа)

Цели:

  1. Дать детям представление  о машинах специального назначения.
  2. Развитие внимания.
  3. Воспитание  в ребенке грамотного пешехода.

Словарная работа: машины специального назначения, переход, зебра, светофор, пешеходный переход, пункт медицинской помощи.

Материал: костюм светофора, пешеходный и транспортный светофоры, светофор для каждого ребенка. Плакаты «Дорожные происшествия», перфокарты «Мы идем через дорогу», «Это должны знать все», «Транспорт», цветные карандаши (зеленый, красный), дидактическая игра «Собери машину», дорожные знаки.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Психогимнастика: Улыбка.

- Дети, ключ, который открывает «замки» в душах людей, это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы будем дарить друг другу красивую улыбку (звучит музыка, дети дарят друг другу улыбки).

2. Массаж ушей сверху вниз ладонями.

3. Гимнастика для глаз:вверх, вниз, влево, вправо.

4. Гимнастика для языка: – трубочка.

5. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй», говорю я соседской курице.

II. Введение в тему

1. Загадка:

На дорогах с давних пор
Есть хозяин – …  (светофор).

2. Сюрпризный момент:

- Здравствуй, дети! Я ваш старый приятель – светофор. Я хочу пригласить вас в «Школу пешеходных наук».

3. Стихотворение:

Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.

- Я трехглазый, молчаливый работяга. Оберегаю вас от уличных неприятностей. У меня в запасе три сигнала, но они очень важные. Назовите, какого цвета мои сигналы?

- Сигналы мои загораются не все сразу, а по очереди.

4. Дидактическая игра «Зажги огонек». (См. приложение №2)

Вот глазок зажегся красный,
Путь закрыт, идти опасно!

- Зажгите на своем светофоре красный свет. (тушат)

Желтый свет – предупрежденье
Наберись дружок терпенья.

- Зажгите на своем светофоре желтый свет. (тушат)

Увидал зелёный свет – проходи, препятствий нет!

-  Зажгите на своем светофоре зелёный свет. (тушат)

5. Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета», Северный.

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый, желтый, красный.

Красный:

Самый строгий – красный цвет!
Если он горит, стой!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт!

Желтый:

Чтоб спокойно перешел ты
Слушай мой совет – жди!
Увидишь скоро желтый
В середине цвет!

Зеленый:

А за ним зеленый цвет
Вспыхнет впереди!
Скажет он – «Препятствий нет!
Смело в путь иди!»

III. Машины специального назначения

- На улицах нашего города встречаются специальные машины. Это пожарная машина, милиция, скорая помощь, техническая помощь, машины, перевозящие бензин, хлеб и т.д.

- Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами «Сирена». На крышу кабины устанавливают специальный мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал (послушайте). Пешеходы, услышав сигнал должны сразу же освободить проезжую часть, а другие машины должны пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.

- Куда же они так спешат?

- А еще, на каждой машине написаны цифры – это номера телефонов, по которым можно позвонить:

  • 01 – при пожаре,
  • 02 – вызвать милицию
  • 03 – вызвать скорую помощь.

- Покажите скорую помощь, милицию, пожарную машину.

- Как одним словом назвать эти машины? (специального назначения).

- Чем они оснащены? (маяком, сиреной).

-  На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой).

2. «Вернисаж дорожных происшествий». (см. приложение №2)

- На улице много опасностей. О них надо знать и быть очень внимательным. Вам об этом мы не раз говорили. Я хочу пригласить вас в «Вернисаж дорожных происшествий» (рассмотреть серию плакатов).

- Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

- Где и как нужно переходить улицу?

- Почему нельзя играть на дороге?

- К чему может привести катание на санках и лыжах вблизи от дороги?

Все они не выполняли правила дорожного движения.

- А вы помните эти правила? Сейчас проверим.

3. Работа по перфокартам. (см. приложение № 1)

1. Положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры.

- Почему сюда положил?

- Где нужно играть на улице?

2. Мы едем через дорогу.

Раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу. И в зеленый цвет, около тех, кто правильно переходит дорогу.

- Почему? Где нужно переходить дорогу?

4. Физминутка:  «Светофор».

На красный сигнал – стоять.
На желтый – хлопать в ладоши.
На зеленый – шагать.

5. Дидактическая игра: «Помоги собрать машину» (из 6 частей). (см. приложение № 2)

Звучит музыка во время работы.

- Я приказываю не только людям, но и машинам. Ведь светофоры для того и придуманы, чтобы охранять жизнь пешеходов и, чтобы меньше происходило несчастных случаев и аварий на дорогах. Ну, а если произойдет авария, то без автомастерской нам не обойтись (показать знак).

6. Работа по перфокарте. (см. приложение № 1)

Положите фишки только на грузовые машины.

- Почему положили именно сюда? Назовите пассажирский транспорт.

7. Дорожные знаки

- Ребята, а вы знаете, что наши улицы разговаривают? А потом им в этом дорожные знаки. Знаки мы с вами уже видели, сейчас вспомним.

Загадки:

  1. По полоскам черно-белым
    Пешеход шагает смело …
    Знак о чем предупреждает?
    Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

- Аня, найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?

  1. В белом треугольнике с окаемкой красной
    Человечкам-школьникам очень безопасно.
    Этот знак дорожный знают все на свете:
    «Будьте осторожны, на дороге дети!»

- Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

  1. Что за знак дорожный: красный крест на белом?
    Днем и ночью можно обращаться смело!
    Врач повяжет голову белою косынкою
    И окажет первую помощь медицинскую.
    (пункт медицинской помощи).
  2. Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
    Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
    Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!
  3. Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду.
    Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».

IV. Итог

- Дети, вам понравилось у меня в гостях? Сегодня мы узнали много нового: познакомились с машинами специального назначения, закрепили дорожные знаки, транспорт.


Устройство проезжей части (подготовительная группа)

Цели:

  1. Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»).
  2. Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом,  пассажирском транспорте и машинах специального назначения.
  3. Расширение знаний о правилах поведения в пассажирском транспорте, переходе улицы,  о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки).
  4. Воспитание  у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.

Словарная работа: дорожная разметка, сигналы светофора, тротуар,  пешеходы,  проезжая часть,  осевая линия, пешеходный переход, «зебра»,  «островок безопасности».

Материал: макет, машины, куклы,  деревья, дома, дорожные знаки, дидактическая игра «Зажги огонек».

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Сюрпризный момент:

- Здравствуй, дети! Я – инспектор  ГИБДД. Хочу пригласить вас в «Школу безопасности».

2. Психогимнастика: Игра «Любящее сердце».

(Дети передают друг другу сердце).

3. Упражнение: «Трубочка».

Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

«Чи-чи-чи, мы как трубачи
Все потянем губочки
И покажем трубочки»

4. Гимнастика для глаз: «Глазки в домике», «Открой окошечко», «Бабочка».

5. Массаж ушей  ладонями сверху вниз, подергивание за мочки ушей.

6. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

«Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже «Здравствуй», говорю я соседской курице».

II. Введение в тему

- Сегодня в нашей «Школе безопасности», я хочу рассказать и показать вам устройство проезжей части улицы.

III. Беседа «Устройство проезжей части»

1. Рассказ воспитателя с использованием макета.

- Итак, перед вами улица большого города.

- Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.

- Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары) 

- Тротуар – это «дорога для пешеходов».

– Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы)

- Какой стороны должны придерживаться пешеходы? Почему?  (Дети ставят на макет пешеходов).

-  И вот по тротуарам пошли люди.

- Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т.д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.

- А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего ещё не хватает на ней?  (Не хватает транспорта).

- А какой транспорт, мы узнаем с помощью карточек. (Открываем карточки по очереди). (см. приложение № 2)

а) Грузовой:

- Что это? К какому виду транспорта,  он относится? Его назначение?

б) Пассажирский:

- Что это? К какому виду транспорта,  он относится? Его назначение?

- Какие ещё машины относятся к пассажирскому транспорту?

2. Игра «Волшебный жезл». (см. приложение № 2)

(Дети называют правила для пассажиров, передавая друг другу жезл).

в) Легковой:

3. Д/и «Собери машину». (см. приложение №2)

г) Машины специального назначения:

4. Предлагаю плакат: «Это должны знать все». (см. приложение № 1 и приложение №2)

- О чём забыли дети? (Пропустить машину специального назначения).

- Чем оснащены машины специального назначения?

-  На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой).

- Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства,  называют – проезжей частью.

- Где движется транспорт?

- Видите белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части и называется осевой. По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой – в другую.

- Как называется линия, которая делит дорогу на две части?

(Дети ставят на макет транспорт).

- Обратите внимание, где идут люди, где едет транспорт?

- Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и гляди голова кругом пойдет. Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы, когда машины движутся нескончаемым потоком? А на перекрестке совсем пропадешь!

5. Загадка:

Есть на каждом перекрестке
Замечательный прибор.
Знайте, дети, что зовется
Он помощник … (светофор).

6. Стихотворение:

Начинаем разговор
Про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
Разноцветными огнями.

7. Дидактическая игра «Зажги огонек».

- На какой сигнал светофора, можно переходить дорогу?

- А вот пешеходный переход, который носит название животного.

Это – «зебра». (Показ иллюстрации животного).

- Ребята, как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?

8. Стихотворение:

Зебра в Африке живет, полосата очень.
Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет.
А у нас на улице, здесь у перекрестка
Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

- «Зебра» - это участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями.

- Где нужно переходить дорогу?  

9. Перфокарта: « Мы идем через дорогу». (см. приложение №1)

- Раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу. И в зеленый цвет, около тех, кто правильно переходит дорогу.

- Почему? Где нужно переходить дорогу?

10.  Физминутка:  «Автобус». (см. приложение №2)

-  В больших городах, на широких улицах, посредине есть «островок безопасности». Островок безопасности расположен посредине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить улицу на зеленый сигнал светофора, не успевает перейти её до конца, т.к. загорается красный сигнал, ему следует остановиться на островке безопасности и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.

11. Стихотворение:

Островок вот на асфальте
Белой краской нанесён.
Это зона пешехода,
Безопасным назван он.

- Для чего нужен «островок безопасности»?

- Дети, чего не хватает на нашем макете?

11. Дорожные знаки:

Загадки:

  1. По полоскам черно-белым
    Пешеход шагает смело …
    Знак о чем предупреждает?
    Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

- Аня, найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?

  1. В белом треугольнике с окаемкой красной
    Человечкам-школьникам очень безопасно.
    Этот знак дорожный знают все на свете:
    «Будьте осторожны, на дороге дети!»

- Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

  1. Что за знак дорожный: красный крест на белом?
    Днем и ночью можно обращаться смело!
    Врач повяжет голову белою косынкою
    И окажет первую помощь медицинскую.
    (пункт медицинской помощи).
  2. Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал,
    Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал.
    Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!
  3. Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду.
    Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».

(Дети ставят на макет дорожные знаки).

- Вот мы и построили с вами улицу. После занятия вы поиграете на этом макете.

IV. Итог

- Дети, вам понравилось у меня в гостях?

- Покажите на макете: тротуар, проезжую часть,  осевую  линию, пешеходный переход, «зебру»,  «островок безопасности».

- Расскажите об их назначении?

- Закрепили виды транспорта: грузовой, легковой,  пассажирский, машины специального назначения.

- Поговорили о правилах поведения в автобусе и перехода  улицы.

«Правила дорожные не такие сложные.
Ты всегда их твердо знай,
На дороге соблюдай!»

- На прощание, я хочу вручить вам удостоверения юного пешехода. (см. приложение №2)

- Учите и соблюдайте правила дорожного движения!

- До свидания! До новых встреч!