"Это нашей истории строки…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка

Одной из возможностей формирования ключевых компетенций выпускника УНПО является развитие мировоззренческих качеств обучающихся.

В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования» на период до 2010 года основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать «ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих средах».

Уровень сформированности ключевых компетенций характеризует компетентность выпускника УНПО, его способность к адаптации в современном обществе.

Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются при реализации образовательных стандартов на различных ступенях обучения путем развития соответствующих личностных качеств: когнитивных (познавательных), креативных (творческих), оргдеятельностных, коммуникативных, мировоззренческих.

К мировоззренческим качествам относятся качества, определяющие эмоционально-ценностные установки обучающегося, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, природе, в государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности.

Одним из наиболее значимых факторов, способствующих проявлению и развитию мировоззренческих качеств обучающихся, являются знания об истории своего Отечества, края, города, а также учебного заведения, в котором они учится.

Об истории России, Омской области и города Омска обучающиеся узнают на занятиях по предметам гуманитарного цикла. А о нашем учебном заведении, его прошлом, настоящем и будущем должны рассказать первокурсникам классные руководители и мастера производственного обучения.

С этой целью, для обучающихся 1 курса, подготовлены материалы для проведения классного часа «Это нашей истории строки…», который позволит более наглядно и познавательно рассказать первокурсникам об истории нашего образовательного учреждения, его деятельности с момента создания до настоящих дней. Материалы классного часа представляют собой мультимедийную презентацию с текстовым сопровождением, рассчитанные на 30-40 мин.

Данная презентация, выполненная в MS POWER POINT, позволяет подробнее познакомиться с историей, администрацией училища, коллективом обучающихся и педагогов, увидеть фрагменты занятий теоретического и производственного обучения, участников и победителей различных конференций, олимпиад и спортивных мероприятий.

Презентация демонстрируется педагогами при помощи компьютера, мультимедийного проектора и экрана. Смена слайдов в презентации настроена «по щелчку». Каждый слайд презентации сопровождается комментариями ведущего классного часа.

Ход классного часа

Когда ремесленник старинный творил руками красоту,
Вдыхая жизнь в кусочек глины, колдуя кистью по холсту,
Он не догадывался даже, и  не предвидел он того,
Что обучать ремеслам граждан придет система ПТО.

Э.Д. Ткаченко

История Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 22» г. Омска является неотъемлемой частью истории системы профессионального образования Западной Сибири.

История нашего училища на Омской земле началась в годы Великой Отечественной войны с эвакуации моторостроительного завода № 29 им. Петра Ионовича Баранова из г. Запорожья. С этого времени судьба нашего училища неразрывно связана с судьбой ФГУП ОМО им. П.И. Баранова. Это объединение и по сей день является базовым предприятием ГОУ НПО «ПУ № 22».

Запорожский моторостроительный завод им. П.И. Баранова (завод № 29) получил приказ об эвакуации 12 августа 1941 г. и в ночь с 12 на 13, не прекращая работы, начал демонтаж оборудования. 5 сентября в г. Омск прибыли последние эшелоны с оборудованием. В 1056 вагонах было доставлено более 2000 единиц металлорежущего и кузнечно-прессового оборудования, более 2500 единиц нестандартного оборудования, более 6000 единиц оргоснастки. С заводом в г. Омск прибыло 18500 человек, в том числе 8800 рабочих.

Вместе с заводом в г. Омск эвакуировалась и школа ФЗО № 1, её разместили на ул. Декабристов, 121 в здании железнодорожной школы им. Лобкова, которое было построено в 1903 г. для Омской учительской семинарии. ФЗО № 1 готовило слесарей, литейщиков, электриков и станочников для завода № 29 им. П.И. Баранова.

Прямо с колес формировались цеха, работа которых начиналась под открытым небом. Заводу нужно было больше рабочих кадров различных профессий. Необходимо было в кратчайшие сроки наладить выпуск авиационных моторов, в которых остро нуждалась советская авиация. На основании постановления Бюро Омского Обкома ВКП(б) от 30.10.1942 г., при заводе № 29 было организовано Ремесленное училище № 4, которое сменило ФЗО № 1. Для скорейшего вступления в строй училища и создания нормальных условий для учебно-производственной работы директором завода № 29 был издан приказ № 494 от 12.11.1942 г.

Непродолжительные занятия по теории перешли в обучение на рабочих местах. Обучающихся развели по цехам, распределили по бригадам или группам и началась учеба-работа.

Раз в неделю, в воскресенье, обучались военному делу. Условия учёбы и работы были по военному суровыми: холодные общежития, 12-часовой рабочий день, очень редкие выходные, отсутствие отпусков на весь период войны. Но, несмотря на это ребята находили и время и силы для отдыха и развлечений. В городе работали цирк, кинотеатры, танцевальные площадки. На заводах, в военных училищах имелись футбольные команды, которые играли на первенство города и Сибири.

29 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий правительства по серийному производству авиамоторов Омский моторостроительный завод № 29 им. П.И. Баранова был награждён орденом Трудового Красного Знамени. 13 сентября 1945 года коллектив завода был награждён высшей наградой Родины – орденом Ленина. Эти награды свидетельствуют о том, что омские моторостроители, в том числе и обучающиеся нашего училища, внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне.

В 1940-50-е гг. училище возглавляли: В.М. Баев, Е.М. Стагутов, И.П. Костин, А.Г. Бурков, М.Ф. Ковалев, Г.Я. Череп.

В 1954 г. для ремесленного училища № 4 было построено новое здание на улице Куйбышева, 69. В этом же году училище получило статус технического училища № 2, директором которого стал участник Великой Отечественной войны Юрий Павлович Захаров.

В 1960 г. техническое училище № 2 стало носить номер 22. В это время наше училище являлось флагманом Омского областного управления профтехобразования, занимало призовые места во Всероссийских и Всесоюзных социалистических соревнованиях.

С 1973 г. по 1990 г. училище возглавлял Николай Леонтьевич Зазыкин, под его руководством сохранялись многие традиции и развивались новые.

В 1970-х гг. заметно возросла шефская помощь завода им. П.И. Баранова училищу. В 1972 г. был построен новый учебный корпус, а в 1974-м – современные учебно-производственные мастерские. Все это существенно укрепило материально-техническую базу ТУ № 22 и расширило его учебные возможности. Увеличилось число учебных кабинетов, больше стало кабинетов-лабораторий, мастерских и производственных участков. При этом все они были закреплены за теми или иными цехами предприятия, коллективы которых взяли на себя заботу оснащать их оборудованием, инструментом, материалами, предоставлять учащимся рабочие места на своих участках во время прохождения практики (2, с. 274).

Существенно изменился и список профессий, которые приобретали в училище будущие моторостроители. К традиционным профессиям – токари, фрезеровщики, шлифовщики, слесари КИП и автоматики, слесари-сборщики, инструментальщики и ремонтники, контролеры станочных и слесарных работ – добавились операторы станков с программным управлением, автоматических линейных систем и электронно-вычислительных машин, электромеханики по ремонту ЭВМ, наладчики СПУ и робототехники. Кроме того, в 1973 – 1985 гг. из числа работников предприятия училище готовило ежегодно до 200 механизаторов-комбайнеров и трактористов, которые в период посевных и уборочных кампаний работали на полях подшефных сельских хозяйств.

До 1970 г. наше училище готовило ежегодно 250-270 рабочих, в дальнейшем число выпускников увеличилось до 400. А в некоторые годы из стен училища выходило одновременно от 600 до 1200 подготовленных рабочих (2, с. 273).

В 1980-е гг. название училища вновь менялось:

  • 1984 г. – Среднее профессиональное техническое училище № 22;
  • 1989 г. – Профессиональное техническое училище № 22;
  • 2001 г. – Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 22».

Менялись названия, менялась нумерация училища, а коллектив оставался прежним – дружным, сплоченным, с огромным творческим потенциалом.

С 1990 г. училище возглавляет Александр Владимирович Емануилов. В 1973 г. он пришел в «ТУ № 22» мастером производственного обучения, затем в 1981-1990 гг. занимал должность заместителя директора по учебно-производственной работе.

Время вносит свои коррективы в работу и развитие училища. В последние годы особенно заметны стали изменения, происходящие в училище. Расширяется и укрепляется материально-техническая база. Имеется весь необходимый комплекс учебно-производственных мастерских и лабораторий. Кабинет информатики оснащен современным компьютерным оборудованием. Библиотека училища располагает богатым книжным фондом. Обучающимся доступны не только специальная литература по общеобразовательным и специальным предметам, но и научно-популярная, художественная литература, а также новинки СМИ.

Сегодня в нашем училище обучается около 800 человек. Они получают следующие профессии: «Токарь», «Фрезеровщик», «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Станочник», «Слесарь», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования», «Мастер растениеводства», «Сварщик», «Коммерсант в промышленности». Необходимо заметить, что в училище сохранено обучение по профессиям металлообработки, что удалось очень немногим учебным заведениям НПО г. Омска.

Обучение будущих специалистов осуществляют высококвалифицированные инженерно-педагогические кадры. Высокий профессионализм коллектива подтверждает проведение на базе нашего училища региональных семинаров, конкурсов, курсов повышения квалификации. Вводятся новые технологии, новые профессии, формируется система непрерывного образования. Инженерно-педагогические работники активно участвуют в научно-практических конференциях, фестивалях, конкурсах, педагогических чтениях. Обучающиеся так же принимают активное участие в различных олимпиадах, конкурсах, конференциях, соревнованиях, и показывают высокие результаты.

В июне 2007 г. на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся учреждений начального профессионального образования по профессии «Станочник (металлообработка)», проходившей в г. Саратове, наш обучающийся был награжден дипломом второй степени.

В сентябре 2007 г.  спортивная команда нашего училища заняла первое место в финальных соревнованиях XIII Российского смотра физической подготовленности учащейся молодежи, проходивших в городе Анапе.

В 2008 г. участвовали во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся учреждений начального профессионального образования по профессии «Водитель автомобиля. Слесарь по ремонту автомобилей», проходившей в г. Липецке.

В 2008 г. участвовали во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся учреждений начального профессионального образования по профессии «Станочник (металлообработка)», проходившей в городе Майкопе.

Обучающиеся, которые показывают отличные результаты на внутриучилищных, городских, областных и даже Всероссийских конкурсах, фестивалях и конференциях, безусловно, смогут найти своё место в жизни.

Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих в нашем училище составляет около 300 человек, 27-28 % выпускников заканчивают обучение с повышенным разрядом.

Надеемся, что наш дружный коллектив воспитает еще не одно поколение высококвалифицированных рабочих кадров, которые будут конкурентноспособными и востребованными на рынке труда.

Приложение.