Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок физики в 7-м классе на тему "Плавание тел"

Разделы: Преподавание физики


Цель урока: Выяснить  условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.

Задачи:

  • теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;
  • установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
  • продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
  • научить учащихся решать качественные задачи;
  • проверить усвоение нового материала;
  • развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • воспитание интереса к предмету;
  • закрепление правил поведения на воде;
  • знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
  • воспитание культуры в организации учебного труда.

Оборудование:

  • проектор, экран;
  • компьютеры с тестами  по количеству учеников;
  • на 2 человека набор: два стакана с водой, грузики: деревянный и железный, фольга, кусочки картошки, соль, палочка  для размешивания, масло и пипетка;
  • опорные конспекты по количеству учащихся.

Ход урока

(Урок сопровождается показом презентации – <Приложение 1>)

Оргмомент. Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах,  плавании человека.

Объявление темы урока. (Слайд 1)

Актуализация знаний.

Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?

А какие тела тонут в воде?

А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?

Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.

Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.

(Дети отвечают: Айсберг. Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга).

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся путаются в ответах.)

Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у  вас уже появляются идеи, гипотезы.

А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?

Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

Проблема.

Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.

Ребята, а вы знаете, какой учёный изучал плавание тел? (Дети отвечают: Архимед, показать Слайд 3 с фото скульптуры учёного).

Решение проблемы - изучение нового материала.

И начинаем шагать  к нашей цели маленькими шажками.

Поработаем с опорными конспектами <Приложеие 2> – карточками к уроку, но сегодня они полностью не дописаны.Вам самим нужно в течение урока их сделать.

Выполняем первое задание на карточке к уроку.

Задание 1. Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри  жидкости.

(Дети выполняют задание, проверяем вместе, используя слайд 4).

Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в  воде. Опустите их в стакан с водой.

(Дети проводят опыт и выполняют Задание 2, проверяем по слайду 5).

А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.

(Учащиеся заполняют схему на карточках, сравнивая Архимедову силу и силу тяжести, действующие на тело, проверяем по слайду 6).

Итак, мы решили проблему?

Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости?

(Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять).

Гипотеза не доказана. Значит, проблема решена не до конца. Продолжаем исследования.

Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?

Проведём опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).

Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.

Докажем это ещё и теоретически.

Запишите формулу, выражающую  закон Архимеда. (Щелчок по слайду 6).

Запишите формулу  для вычисления силы тяжести (Щелчок по слайду 6).

Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.

Допишите в опорный конспект  условия плавания тел, используя понятие плотности вещества.

(Проверим по слайду 6).

Вернёмся к моему вопросу.

А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?

(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).

Поработаем с таблицей плотностей веществ.

  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?
  2. В какой жидкости утонет лёд?
  3. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
  4. Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?
  5. Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?
  6. А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?
  7. В какой воде и почему легче плавать?

Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной. (Слайды 7-8).

Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.

Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.

Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.

Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.

Последовательность проведения опыта.

Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла . Опустите пипетку  на глубину 3–4 см в стакан с водой.

Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного  пятна на поверхности воды.

<