Проект по теме "Умные пальчики"

Разделы: Работа с родителями


«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

И. Кант

Пояснительная записка

Давно уже необходимость развития тонких движений пальцев у детей признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей.
Вот почему и был составлен проект «Умные пальчики».
Обучая родителей и педагогов, автор доносит до них важность того, что речевые пальчиковые игры стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности и приносят ощущение радости взаимопонимания.
Автор данного проекта выделяет и воспитательное значение речевых пальчиковых игр, делает заключение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля бучения детей.

Цель проекта: научить родителей логопедической группы проводить с детьми речевые пальчиковые игры.

Задачи проекта:

  • Познакомить родителей с тем, что речевые пальчиковые игры развивают мелкую моторику пальцев рук, дают ребенку ощущение радости телесного контакта, осознания себя в системе телесных координат, предотвращают возможность возникновения неврозов и подготавливают детей к успешному обучению в школе.
  • Раскрыть перед родителями важность речевых пальчиковых игр, которые развивают речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.

Участники проекта: Щенникова И.П – учитель – логопед, воспитатели, родители и дети логопедической группы.

Длительность проекта: в течение учебного года.

Этапы проекта

Подготовительный:

  • Изучение методической литературы по данной теме: Т.А.Ткаченко «Речь и моторика» Москва «Эксмо» 2007, М.С. Рузина «Пальчиковой игротренинг» Екатеринбург «У – Фактория» 2004.
  • Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.
  • Подготовка наглядного материала:
    • слайдов для мультимедийного демонстрирования
    • письменных консультаций для стенда информации
    • современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

Основной:

  • Составление перспективного плана проведения с детьми логопедической группы игр по развитию мелкой моторики рук с речевым сопровождением.
  • Работа с родителями: проведение консультаций, мастер – классов, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.
  • Проведение ( совместно с родителями ) выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.
  • Обучение родителей проведению речевых пальчиковых игр с ребенком.
  • Включение речевых пальчиковых игр в конспекты занятий.
  • Использование речевых пальчиковых игр в физминутках между занятиями.

Заключительный:

  • Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи, готовности руки к письму в конце учебного года.
  • Брифинг с родителями по теме проекта «Умные пальчики».
  • Постановка новой проблемы: использование речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

План выполнения проекта

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей логопедической группы.

2.

Диагностика сформированности мелкой моторики рук детей в начале проекта. Выявить отклонения в развитии тонких движений пальцев рук детей и построить индивидуальную траекторию работы с каждым ребенком.

3.

Изучение родителями методической литературы: Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007, Л.Г.Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

4.

Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр для педагогов и родителей логопедической группы. Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми-логопатами, направленное на поиск креативных путей повышения качества коррекционной работы на уровне современных дошкольных требований.

5.

Включение учителем-логопедом речевых пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, физминутки в свободной деятельности детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

6.

Справочное бюро для родителей. Консультации на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

7.

Мастер-класс для родителей: «Пальчиковый игротренинг». Обучить родителей правильному проведению дома речевых пальчиковых игр.

8.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Дети и мелкая моторика рук» (с использованием мультимедийного оборудования). Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.

9.

Письменные консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.

10.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

11.

Повторная диагностика в конце учебного года. Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, подготовки руки к письму, в формировании речевого развития детей.

12.

Анализ проделанной работы по проекту «Умные пальчики» с педагогами ДОУ Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

13.

Брифинг с родителями на тему: «Время подводить итоги». Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

14.

Постановка новой проблемы: «Детский игровой самомассаж». Разработать план работы по развитию мелких движений пальцев рук- игрового самомассажа

Предполагаемый результат работы.

Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр и кинезиологических упражнений в подготовке детей к успешному обучению в школе.