Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Сегодня государство уделяет большое внимание реформированию общеобразовательной школы. Перемены в обществе повлекли за собой необходимость усиления в образовании и воспитании принципов гуманизма, демократии, индивидуализации. Мы хотим вырастить наших детей творческими, свободными и способными к самосовершенствованию. В учебном процессе это особенно касается уроков чтения, на которых должны создаваться условия, помогающие ребёнку читать и чувствовать, читать и думать, читать и рассуждать. Когда поступок литературного героя затрагивает чувства, возникает стремление поступать так, чтобы не было потом стыдно. В процессе выразительного чтения учу детей переживать чувства, вызванные теми или иными поступками, оценивать их и делать выводы. Любое произведение можно прочитать так, что оно не оставит никакого следа в душе школьника, а можно так, что дети будут цитировать потом из него целые строки, захотят прочитать это произведение сами. Они “оторвутся” от телевизоров и компьютерных игр. Этого можно достичь с помощью выразительного чтения.

Начиная с первого класса необходимо дать ученикам представление о том, как вырабатывать навыки выразительного чтения, какую роль выполняют правильное дыхание, голос, дикция.

Основной приём обучения – не только выразительное чтение учителя, прослушивание аудиозаписей в исполнении актёров-чтецов, но и самостоятельный поиск ребёнком правильного варианта прочтения монолога, диалога, передачи чувств, настроений, состояния героев, усвоение мудрости народной, своего этноса, в основе которого лежит культура высокоморального человека.

Эмоциональная память первоклассников достаточно богата. Программные произведения преимущественно соответствуют эмоциональному опыту детей. Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживаний. Чтобы чтец говорил “с чувством”, он должен стремиться к словесному действию. К сожалению, нередко школьники механически проговаривают слова, чего не следует допускать при чтении художественного произведения. Необходимо, чтобы читающий общался со слушателем, а для этого он должен точно знать, что именно и с какой целью он хочет до него донести. Постановка конкретной задачи общения (поделиться мыслями, убедить, разжалобить, рассмешить) позволяет повысить действенность речи.

Кроме эмоционального восприятия следует обратить внимание на техническую сторону речи. Наша задача - научить детей хорошо владеть техникой речи (дыхание, голос, дикция, соблюдение орфоэпических норм), интонацией (громкость, паузы, темпоритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр) и неязыковыми средствами выразительности (жесты, мимика, позы). Очень важно, особенно в первом классе при работе над выразительным чтением, вырабатывать отчётливое и громкое произношение гласных и согласных звуков, слов, предложений. Необходимо практическое овладение силой голоса, тоном и темпом речи, обучение основам выразительного чтения через выявление смысловой и логической функций слова.

Практические рекомендации

Формирование технической стороны речи

Дыхательные упражнения

Освоение технической стороны выразительного чтения начинается с правильного дыхания. Правильное использование дыхания в речи заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха и в своевременном незаметном пополнении его запаса. При помощи приёма сравнения можно легко убедить учащихся в значении правильного дыхания для выразительного чтения, продемонстрировав на любом литературном материале чтение с правильным и неправильным (несвоевременный добор воздуха, шум и т. д.) распределением дыхания.

Для выработки правильного дыхания предлагаю следующие упражнения:

  • И. п. – встать, расправить плечи, голову держать прямо. На счёт 1- 5 (про себя) – глубокий вдох; на счёт 1 – 3 – задержка дыхания; на счёт 1 – 5 – выдох.
  • Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести плавно заданные учителем звуки.
  • Вдохнуть, задержать дыхание и на выдохе произнести какую-нибудь пословицу или поговорку.

Например: (вдох) “Любишь кататься, люби и саночки возить” (выдох)

Длинные скороговорки на выдохе проговариваются с добором воздуха.

Например: (вдох) “Не тот глуп, кто на слова скуп (добор воздуха), а тот глуп, кто на деле туп” (выдох).

Управление голосом

Работу над голосом следует начинать в период обучения грамоте (совместно с постановкой правильного дыхания). Необходимо постоянно следить за процессом дыхания читающего ученика, приучая его к глубокому вдоху на точках и к добору воздуха на коротких паузах. На основе правильного дыхания полезно упражняться в хоровом чтении разной громкости, скорости и высоты звучания.

Чтобы научиться управлять голосом, рекомендую выполнять следующие упражнения:

  • Просчитать от 1 до 10 на одной высоте, затем – повышая голос, а потом – понижая.
  • Просчитать от 1 до 10, начиная медленно, заканчивая быстро.
  • Просчитать от 1 до 10, начиная тихо, заканчивая громко, и наоборот.

Тренировать голос можно посредством проговаривания текстов пословиц и скороговорок, в которых, согласно смыслу, голос следует усилить или ослабить, повысить или понизить. Например, произнести пословицы и скороговорки сначала равномерно, затем – постепенно усиливая голос, а к концу – наоборот, ослабляя:

  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Не спеши языком, торопись делом.

Выработка дикции

Одно из важнейших качеств речи вообще и выразительного чтения в частности – это хорошая дикция. Исправление дефектов речи – дело логопеда, а на уроке можно предупредить дикционную неряшливость, смазанность звуков, неясность произношения с помощью артикуляционной гимнастики. Конечно, начинать нужно с первых недель обучения, вместе с началом обучения грамоте. Одну или две минуты занимают следующие упражнения:

  • Открыть рот, высунуть язык, поднять его вверх, затем опустить вниз.
  • И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счёт 1 – губы вытягиваются вперёд, принимая форму “пятачка”; на счёт 2 – губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Можно делать круговые движения “пятачком”.
  • Нижнюю челюсть опустить вниз, сдвинуть влево, вправо.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперёд, затем вернуть в исходное положение.

Такие упражнения дети выполняют с интересом, воспринимая как забавную игру.

Трудно переоценить роль скороговорки в выработке хорошей дикции. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем – произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом – медленно шёпотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро.

Памятка “Как разучивать скороговорку”

  1. Прочитай скороговорку медленно.
  2. Подумай, о чём говорится в скороговорке.
  3. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию, какой согласный звук или сочетание звуков повторяется много раз.
  4. Повтори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить её.
  5. Теперь проговори скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее.
  6. Произноси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
  7. Посоревнуйся с товарищами, кто быстрее без ошибок произнесёт скороговорку.

Когда учащиеся начинают проговаривать текст скороговорки достаточно быстро и чётко, можно читать текст с каким-либо намерением, например: удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Интонация

Интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Компоненты интонации: сила голоса (громкость и логическое ударение), паузы (логические и психологические), темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

Именно интонация ориентирует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придаётся значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (тревога, грусть, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность).

В процессе чтения интонация будет естественной и выразительной, если читающий правильно поймёт предлагаемые автором обстоятельства и определит свою задачу как чтеца.

При помощи некоторых упражнений учащиеся смогут быстро понять важность правильного выбора интонации, её роль и суть при чтении. Например:

  1. Прочитайте текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть, нежность).
  2. Прочитайте предложения, передавая вопросительную интонацию и в то же время радость (страх, гордость, удивление, огорчение):
  • На улице гроза?
  • Сегодня будет контрольная работа?
  • В школе объявили карантин?

Для самостоятельной подготовки детей к выразительному чтению можно использовать памятку “Как подготовиться к выразительному чтению?”:

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, чувства, настроение героев, автора.
  2. Определи своё отношение к событиям (героям, описанию картин природы), мысленно представь себе их.
  3. Реши, что ты будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения).
  4. Подумай и выбери в соответствии с задачей чтения интонационные средства – тон, темп чтения, отметь паузы, логические ударения.
  5. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
  6. Прочитай текст выразительно.

После прочтения произведения или отрывка следует всесторонний анализ. Учащиеся должны определить:

  • Удалось ли чтецу “нарисовать образные картины”.
  • Создал ли он нужное настроение, передал ли отношение автора и своё собственное к событиям и героям произведения.
  • Что особенно удалось чтецу, а что у него не получилось.

Анализ выразительности чтения следует начинать с характеристики его позитивных сторон, а затем переходить к недостаткам, одновременно давая объяснение своим положительным либо отрицательным оценкам. При таком анализе школьники учатся наблюдать за качеством чтения. Основываясь на примере оценки учителя, ученики высказывают своё мнение о чтении в тактичной, доброжелательной манере, не задевая самолюбие одноклассников.

На протяжении всех уроков обучения грамоте нужно строить работу таким образом, чтобы заинтересовать детей, направить их на самостоятельные поиски верных решений. Это делает уроки живыми, интересными, творческими.