Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

В мире математики. Решение задач (2-й класс)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.

Задачи:

  • формирование понятия арифметических действий;
  • воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения);
  • выяснение и конкретизация математических понятий: увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз, разностное и кратное сравнение, нахождение нескольких долей числа, нахождение числа по нескольким его долям, решение задач, содержащих переменную и др.
  • включение учащихся в поисковую деятельность как фактор личностного развития;
  • развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности;

Актуальность указанной программы для начального курса математики определяется тем, что у учащихся еще не сформирован общий способ действий при решении задачи.

Содержание программы курса:

  1. Числа и вычисления (12ч) - чтение и запись любых двузначных чисел; письменное и устное сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100; решение задач простых и сложных на сложение и вычитание, деление и умножение.
  2. Отношения между числами, величинами (6ч) – решение составных текстовых задач в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
  3. Алгебраические представления (5ч) – понимать различие между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе её числовых значений.
  4. Величины (5 ч) – находить долю величины, а также величину по доле; устанавливать связи и зависимости между площадью прямоугольника и длинами его сторон.
  5. Геометрические представления (2 ч) – изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения; строить окружность с помощью циркуля.
  6. Логические задачи и упражнения (4 ч) – решение упражнений занимательного характера, нестандартных задач, которые требуют от ученика проявления сообразительности

Пояснительная записка.

В курсе математики 2 класса получили развитие основные методические идеи и подходы в обучении, которые были заложены в основе построения курса 1 класса.

Так, реализация идеи о разностороннем математическом развитии младших школьников в курс введена новая, для начальной школы, содержательная линия логико-математических понятий и отношений, объединить многочисленные разрозненные математические сведения, традиционно относящиеся к алгебре, геометрии и другим разделам математики, в несколько цельных содержательных линий: элементы арифметики, величины и их измерение, элементы алгебры и геометрии.

Вместе с линией логико-математических понятий получается шесть линий содержания обучения, которые в курсе тесно взаимосвязаны.

Курс рассчитан на 34 часа для учащихся 2 класса. Он составлен на основе следующих учебных пособий:

  1. Рудницкая В.Н. Математика. 2 класс. Методика обучения.
  2. Рудницкая В.Н. Дидактические материалы.
  3. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой.

Программа курса предполагает изучение таких вопросов как «Числа и вычисления», «Величины», «Отношения между числами, величинами», «Алгебраические представления», «Геометрические представления», «Логические задачи и упражнения».

Такой подбор материала преследует следующие цели:

  1. создание базы для развития способностей учащихся;
  2. восполнение некоторых содержательных пробелов основного курса.
  3. на популярном, практическом уровне познакомить учащихся с новыми математическими понятиями.

Задачи:

  • формирование умения называть лил различать, определенные математические объекты, сравнивать;
  • моделировать учебную ситуацию;
  • воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (например, таблицу умножения, сложения в пределах 20);
  • развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны:

  • знать названия и последовательность натуральных чисел от20 до 100;
  • уметь записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100;
  • знать наизусть таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания;
  • воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты табличных случаев деления;
  • различать числовое выражение и выражение с переменной, периметр и площадь фигуры, луч и отрезок;
  • сравнивать два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в», «меньше в»;
  • усвоить структуру задачи.

Учащиеся должны уметь решать учебные и практические задачи:

  • читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
  • составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное);
  • выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
  • применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
  • решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
  • строить окружность с помощью циркуля;
  • уметь представлять задачи в виде схематических и символических моделей.

Список литературы:

  1. Волина В.В.Праздник Числа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-304с.
  2. Журова Л.Е. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы.-М.: Вентана-Граф, 2006 г.-320с.
  3. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Методика обучения.-М.: Вентана-Граф, 2006,-192с.-(Начальная школа 21 века)
  4. Юдачева Т.В. Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М.: Вентана-Граф, 2006. -128с:-ил.- (Начальная школа 21 века).

Учебно- методическое обеспечение:

  1. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой. Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.-2-е.изд., дораб. -М.: Вентана –Граф, 2006.-64 с.: ил.-(Начальная школа 21 века)
  2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: Рабочая тетрадь в 2 частях для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2006.-64 с.: ил.- (Начальная школа 21 века).
  3. Рудницкая В.Н. Дидактические материалы.

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Содержание, методические приемы

Числа и вычисления

12

1.

Чтение и запись двузначных чисел. Табличное сложение и вычитание.

1

Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. Работа с карточками (решение примеров на время).

2.

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Практическое выполнение действий с помощью цветных палочек.

3-4

Задачи на сложение и вычитание.

2

Решение задач различных видов.

5.

Проверочная работа. Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1

6.

Анализ проверочной работы. Решение разных задач.

1

Работа над ошибками

7.

Сложение чисел в пределах 100.

Вычитание в пределах 100.

1

Частные и общие приемы сложения и вычитания чисел, основанные на поразрядном сложении и вычитании.

8.

Произведение двух чисел.

Решение задач.

1

Знакомство с таблицей деления и умножения.

9.

Частное двух чисел.

Решение задач.

1

Нахождение доли числа делением.

10.

Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4,5,6.

1

Использование знания таблицы умножения на 2,3,4,5,6 для нахождения результатов деления

11.

Проверочная работа. Тема: «Простые задачи на умножение и деление».

1

12.

Анализ проверочной работы. Задачи на умножение и деление.

1

Работа над ошибками

.

Отношения между числами, величинами.

6

13.

Больше или меньше и на сколько.

1

Кратное сравнение чисел.

14.

Во сколько раз больше или меньше?

1

Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего данного в несколько раз.

15-16

Решение разных задач по пройденным темам.

2

Практические приемы сравнения чисел.

17.

Проверочная работа. Тема: «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз»

1

18.

Анализ проверочной работы. Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9.

1

Работа над ошибками.

Алгебраические представления

5

19.

Переменная. Выражения с переменной и его значения.

1

Формирование понятия о переменной, а также