Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синонимы"

Разделы: Преподавание русского языка


Цель:

  • знать определение синонимов, о различие синонимов оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью, о словарях синонимов; о роли синонимов в речи;
  • уметь : подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями; пользоваться словарями развивать их логическое мышление; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).

Задание:

  1. Все слова языка ( лексика).
  2. Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).
  3. Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
  4. Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
  5. Слова с переносным значением (метафора).
  6. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
  7. Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).
  8. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).

III. Диктант с последующим частичным синтаксическим и пунктуационным разбором.

(Первое предложение дети разбирают в тетрадях, а второе и третье выполняется двумя учениками на доске).

Задание:

  1. Луна – небесное тело.
  2. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)
  3. Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)

Задание: объяснить пунктограммы , сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель:

-Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).

-Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то пр