Урок литературы в 10-м классе. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Проанализировать  особенности поэзии   Некрасова, её своеобразие и новаторство
  2. Рассмотреть основные темы лирики поэта
  3. Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
  4. Вырабатывать  умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова
  5. Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.
  6. Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.
  7. Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-поиск.

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Методический приём: групповая работа, сообщения, чтение наизусть.

Наглядность: слайды, репродукции  картин, тексты, словари.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II.  Слово учителя.      

О месте Некрасова в русской литературе  как личности и как поэта. Учитель предупреждает, что ученики должны  раскрыть смысл эпиграфов по ходу урока.

Эпиграфы:

«То сердце не научится любить,
которое устало ненавидеть…»

«Я лиру посвятил народу своему…» 

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»

III. Работа по теме.   

1. Вступление к теме.      

Портрет Н.А. Некрасова, картина  с  изображением Волги. (Слайд №1)

Звучит песня «Ой ты, Волга-матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На Волге» (Приложение № 1)

Песня затихает, появляется картина Репина «Бурлаки на Волге». (Слайд №2)                                                                                

Ученица продолжает читать.

2. Учитель:

- Почему мы начали урок  стихами о Волге, с демонстрации картины Репина? (Потому что детство Некрасова прошло там, где протекала река Волга и впечатления, связанные с его наблюдениями, отразились на его жизни и творчестве.)

3. Рассказ ученика о детстве Некрасова  (Слайд №3)  Чтение наизусть (приложение № 2)

Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». (Слайд №1)

- Как вы понимаете  смысл этих слов?   

4. Развёрнутый ответ ученика.            

Эту мысль Некрасов по-разному:  повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья - значит ненавидеть всё, что её позорит. Нелёгкую жизнь довелось  прожить  Н. А., труден  был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. (Чтение наизусть).

В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ, 
Словно город обрушиться хочет.
(«О погоде», 1859 г.)

5. Учитель обращает внимание на второй эпиграф    

- Когда, кем, кому, и по какому  поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»

Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. Чтение отрывков из произведений Некрасова о Белинском. Некрасов и «Современник» Рассказ сопровождается слайдами: портрет Белинского, сотрудники «Современника») (Слайд №4, №5приложение №4)          

6. Слово учителя.

Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью. О чём же писал Некрасов? (В процессе рассказа учителя учащиеся ведут записи в тетрадях).

1. Как мы уже говорили, Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о  детях и для детей написал  много различных произведений. О страданиях детей, маленьких тружениках,  вынужденных работать с утра до ночи в мастерских ремесленников, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». (1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках. Обращаясь к читателям, поэт спрашивает:

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
В них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей.

В то время, как «В золотую пору малолетства // Всё живо - счастливо живёт», маленькие рабы, выбиваясь из сил, целыми днями  вертят колёса на фабриках. И нет силы, которая могла бы остановить это  ужасное, бесконечное кружение:

Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит
Хоть умри - проклятое вертится,
Хоть умри - гудит- гудит- гудит!

Слайд:  картина Перова «Тройка»(1866)  (Анализ) (Слайд №6)

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них  « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.   (Слайды №6–9)

2. Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Именно таким произведением  явилась поэма «Корабейники».(1861) В ней поэт обобщил наблюдения над крестьянской жизнью в канун  проведения реформы. Отдельные части поэмы стали  народными песнями («Коробушка») О печальной истории, поведанной крестьянкой о гибели своего единственного сына, написана поэма «Орина, мать солдатская» (слайд) О бесправном положении народа рассказывают стих-я «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» (Слайды №10, 11).

3. Женская тема - одна из основных в творчестве поэта. О трагическом и бесправном положении русской женщины- крестьянки Н. пишет в одном из лучших произведений 1860-х годов в поэме «Мороз, Красный нос» (1864). В самом начале поэмы - подлинный гимн во славу русской женщины…(«Есть женщины в русских селеньях…»), лирические стих-я, «Русские женщины». На закате своей жизни Н. пишет поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо» (Слайды №12–15)

Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна  была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев, протест против эксплуатации.

7. Аналитическая работа.

Проанализируйте таблицу по тематике лирики Пушкина, Лермонтова, Некрасова и сделайте вывод   о преемственности в литературе. (Приложение № 5)

Вывод:  Во всех отрывках звучит призыв к действию, не быть равнодушными, чувствуется боль, переживание за тех, кто молчит.

Учитель. Значит, Некрасов следовал традициям Пушкина и Лермонтова. Давайте убедимся в этом, прочитав и проанализировав стихотворения  «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия»

8. Работа над стихотворениями (План анализа стихотворного текста раздаётся учащимся, приложение № 6)

1. Проследим позицию Некрасова в стих. «Поэт и гражданин» (1856г.)  Один из современников так отозвался о стихотворении: «Какую славную придумал Некрасов увертюру для своей суровой музыки! Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений. Суровая и горькая, но благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы».

2. Чтение стихотворения  по ролям.

- О чём спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

(В этом споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения). Докажите текстом. Существует мнение, что Некрасов  полностью разделяет  убеждения Гражданина, который провозглашает мысль о том, что поэзия- это важное общественное дело, долг поэта - быть  гражданином своей  родины, бесстрашно идущим  в бой  «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…

А что поэт?  Он привержен заветам Пушкина, провозгласившего в стихотворении «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Поэт признаётся, что не всегда  спешил  «известности добиться», шёл «тропкой торною» и «добродушно воспевал» «то гром небес, то ярость моря», удивлял «дерзостью мальчишек//  И похвалой гордился их» Ведь было время, когда в годы «печальной, бескорыстной, трудной» юности он «без отвращенья, без боязни» «шёл в тюрьму и к месту казни», «честно ненавидел» и «искренне любил» Но поэт не выдержал жизненных испытаний, не захотел погибнуть безвестным, когда ему было всего двадцать лет:

Лукаво жизнь вперёд давила,
Как моря вольные струи,
И ласково  любовь сулила
Мне блага лучшие свои…

Далеко не сразу понял Поэт, что попрал он «долг священный человека». Раскаянье пришло, когда

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья полного полна.

Учитель. Самое страшное, что только «у двери гроба» он понял, что его Музе «шёл один венок терновый» к её «угрюмой красоте».

Как видим, в суждениях и Гражданина, и Поэта просматриваются определённые противоречия. Для Некрасова единственным и абсолютным критерием  в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является  Пушкин, в творчестве которого  органически соединились  гражданские и общечеловеческие истины.

Чернышевский писал, что Некрасов «был, прежде всего, поэтом, и мила ему была только поэтическая  (а не политическая) часть его литературной деятельности». И призывая Поэта  идти «в огонь за честь отчизны,// За убежденья, за любовь» и провозглашая, что «дело прочно// Когда под ним струится кровь», Гражданин (и сам Некрасов)  имел в виду вовсе не революционную деятельность. «Дело» - это святое служение родине, «прочно»  оно только тогда, когда под ним (в его основе) «струится» (именно струится,  а не льётся) живая «кровь». Иными словами, активная, самоотверженная деятельность.  Некрасов всегда восхищался подвижниками, людьми, посвятившими свою жизнь беззаветному служению отчизне, и прославлял тех, кто «проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» («Блажен незлобивый поэт»). Такими  в его глазах  были и Пушкин, и Гоголь, и, прежде всего, Белинский.  Идейным центром  его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество.

Задание.  Прочитайте стихотворение «Муза» (1852) . Определите, какими эпитетами он охарактеризовал её.

В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый поэт…», «Замолкни, Муза мести и печали!..» выражена позиция поэта- гражданина, певца народного горя и страданий. Его  Муза «плачущая, скорбящая и болящая», ведущая его «через бездны  тёмные насилия и Зла.

Муза - 1. В греческой мифологии богиня покровительница искусства и наук. 2. (перен. знач.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

- А как изображает поэт Музу? (Изображение Музы, по- видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего). Наконец, можно считать этот образ ёмкой метафорой: крестьянка – сама поэзия, обречённая в эпоху Некрасова несколько умалять своё достоинство, на время «притвориться прозою», как  бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».  

Также  в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной», в крови, кнутом иссечённой Музы, плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей…согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой  и нелюбимой».

Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве.

3. Анализ стих-я «Элегия».

  1. Словарная работа.
  2. Определение жанра.
  3. Чтение стихотворения учителем наизусть.

Учащиеся работают с текстом, ведут записи  в тетрадях.

- О чём говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (В первой строфе поэт обращается к молодёжи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение поэзии.)

Анализ второй строфы. (Поэт выразил своё отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

- Каковы особенности четвёртой строфы? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему  вдохновение и как поиск ответов на  «тайные вопросы» выливается  в громкую, широкую песню).

Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

Учащиеся.  Он  человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремлённый художник, хотя ему известны колебания  и ошибки. Но в главном он поэт и человек, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодёжи, её  пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему  свободному  побуждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. (Поэт должен быть с народом, служить народу).

Учитель. Такими служителями, борцами за общественное дело, за народ были Н. Г. Чернышевский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов. Лучшим людям Некрасов посвятил немало стихотворений. Белинскому - «Памяти приятеля», поэмы «В.Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856), лирическую комедию «Медвежья охота».

Чтение наизусть отрывка из «Медвежьей охоты» (ученик) (Приложение №7, Слайд №5)

9. Итог. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви  к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли  своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе  не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья,
Терпеньем  изумляющий народ.

- В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова? (Учащиеся перечисляют самостоятельно, а затем проектируется слайд №17, приложение №9)

Итоговый вопрос: Что бы взяли  для себя у Некрасова?

Домашнее задание.

  1. Знать материал  урока.
  2. Выучить стихотворение «Памяти Добролюбова», сделать его анализ (по плану).
  3. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр  и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Приложение №3.

Приложение №8.