Разработка урока русского языка по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Разделы: Русский язык


Класс: 6

Цель урока:

  • Расширить представления обучающихся о грамматических категориях имени существительного, изучив тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные";
  • Развивать умение определять данную категорию;
  • Прививать ученикам мнение об уникальности и богатстве русского языка.

Оборудование:

  • дидактический материал,
  • таблицы,
  • учебник.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Повторение материала прошлых уроков по разделу "Имя существительное".

Теоретическая часть.

Фронтальный опрос.

  1. Что может обозначать имя существительное?
  2. Какими категориями обладают имена существительные?
  3. Синтаксическая функция имени существительного в предложении?

Практическая часть.

Задание №1. Мини-тест.

1. В каком слове пишется суффикс -ек-?

Кристалл:к, шалаш:к, горош:к, кирпич:к.

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква в суффиксе?

А. солдат:к, фонар:к, пароход:к, камеш:к;
Б. ножич:к, хлебуш:к, грибоч:к, кузнеч:к;

В. сухар:к, клюв:к, парашют:к, флажоч:к;
Г. чайнич:к, кошелёч:к, сверточ:к, человеч:к.

3. В каком слове пишется суффикс -щик-?
Шарман:ик, приказ:ик, доклад:ик, буфет:ик.

4. В каком ряду во всех словах пропущен один и тот же суффикс?

A. указ:ик, поднос:ик, жестян:ик;

Б. красиль:ик, караван:ик, объезд:ик;

B. смен:ик, стеколь:ик, смаз:ик;
Г. Подсказ:ик, налад:ик, попут:ик.

5. Какое существительное без НЕ не употребляется?
(Не)дотепа, (не)справедливость, (не)предсказуемость, (не)правда.

6. Какой ряд представлен только именами существительными?

A. темнота, темно, темный, темнеть;
Б. белизна, белка, белок, побелка;

B. зелень, зеленка, зеленеть, зеленый;
Г. бег, бегун, бежать, разбег.

Ответы: 1.горошек; 2.Г; 3. шарманщик; 4.Г; 5.недотепа; 6. Б

Объяснение нового материала.

Теоретическая часть. Сконцентрировать взгляд обучающихся на учителя. Обратить внимание на осанку. Упомянуть об уникальности и богатстве русского языка.

Самостоятельная работа учащихся с параграфом учебника по теме урока, после чего они заполняют таблицу, предложенную учителем. Тем самым ученики осваивают тему, учитель лишь дополняет материал, поправляет по необходимости.

Вывод, к которому приходят обучающиеся после прочтения параграфа: "Деление на "одушевленное" и "неодушевленное" не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на "живое" и "неживое".

Дополнения учителя: "Данная категория тесно сотрудничает с такими грамматическими категориями как ПАДЕЖ, ЧИСЛО. Уникальность русского языка заключается в том, что он богат исключительно противоречиями, исключениями. Мы сейчас в этом убедимся!"

При работе с данной таблицей изначально заполняются только выделенные жирным шрифтом колонки. Остальное заполняют учащиеся после прочтения теоретической части параграфа по теме урока.

Категория имени существительного

Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формулы определения категории

В.П. = Р.П. (во МН. ЧИСЛЕ)

В.П. = ИМ. (во МН. ЧИСЛЕ)

Примеры

Ученик

Женщина

Учителей

Стол

Доска

Ваза

Практическая часть урока по новой теме: при работе с данной таблицей изначально заполняются только выделенные жирным шрифтом колонки. Остальное заполняют учащиеся, делая вывод, что есть слова в русском языке, которые не относятся к "живой" природе, но обладают категорией одушевленность.

№ п/п

Слова

Именительный падеж, множественное число

Родительный падеж, множественное число

Винительный падеж, множественное число

Одушевленное или неодушевленное имя существительное

  Кукла куклы кукол кукол одушевленное
  Полк полки полков полки неодушевленное
  Мертвец мертвецы мертвецов мертвецов одушевленное
  Труп трупы трупов трупы неодушевленное
  Микроб микробы микробов микробы неодушевленное
  Народ народы народов народы неодушевленное
  Козырь козыри козырей козыри неодушевленное
  Англичанин англичане англичан англичан одушевленное

4. Закрепление темы и расширение представлений о категории одушевленность - неодушевленность.

Все самостоятельно читают учебник, где дано определение приему олицетворение. (В художественной литературе и в фольклоре широко используется прием олицетворения - изображения неживых существ как живых. Вспомните, что в сказках умеют говорить не только золотая рыбка, муха-цокотуха, но и зеркальце. Вот ещё знакомые вам примеры: И стоит себе лес, улыбается:, Уж небо осенью дышало:, Дремлет чуткий камыш:)

Задание: "Кто быстрее", предназначенное для выполнения по рядам (группам), задание записано на обратной стороне доски; отдельные обучающиеся выполняют индивидуальные задания по карточкам.

Найдите в данных отрывках прием олицетворение, выпишите имена существительные, определите категорию одушевленность-неодушевленность:

1 ряд (группа):

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

2 ряд (группа):

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

3 ряд (группа):

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

Карточка №1. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:

Отговорила роща золотая березовым веселым языком...

Карточка №2. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:

Уж небо осенью дышало...

Карточка №3. Каким художественным средством пользуется автор данного отрывка, определите у имен существительных категорию одушевленность-неодушевленность:

Свет ей зеркальце в ответ...

5. Вывод по теме урока. Подведение итогов урока.

  1. Что такое одушевленные существительные?
  2. Что такое неодушевленные существительные?
  3. Что такое олицетворение?
  4. К постоянным или непостоянным признакам относится категория имени существительного одушевленность-неодушевленность? (ответ требует обоснования)

Домашнее задание дифференцированного характера:

  1. Творческое задание: из стихотворений, помещенных в хрестоматии по литературе, выпишите несколько примеров, в которых используется прием олицетворение.
  2. Задание из учебника, содержащее в себе образовательный минимум по теме урока.