Открытый урок по русскому языку "Смысловые группы наречий" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока:

  • познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

Работа по развитию речи:

  • употребление наречий для более точного выражения мыслей.

Повторение:

  • различные виды орфограмм и пунктограмм.

Не в одних стихах поэзия:
она разлита везде, она вокруг
нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо – отовсюду веет
красотой и жизнью, а где
красота, там и поэзия.
И.С. Тургенев

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, сегодня мы работаем на распечатанных листах, которые приготовлены специально для урока. В них вы будете производить все необходимые действия и разборы, а в конце урока сдадите на проверку. (см. Приложение)

II. Работа с эпиграфом и повторение ранее изученного о наречии (фронтальный опрос)

Учитель. Обратите внимание на эпиграф. Давайте прочитаем высказывание И.С. Тургенева и определим,какой частью речи являются подчеркнутые слова.

  1. По каким признакам вы определили, что это наречия?
  2. Дать определение наречию как части речи.
  3. Синтаксическая роль наречия в предложении?
  4. На какие 2 основные разряда можно разделить все наречия по лексическому значению?
  5. В свою очередь обстоятельственные делятся на...?
  6. А определительные на...?

– К эпиграфу мы еще вернемся позже, а сейчас небольшое тестирование.

III. Тестирование “Наречие-это...”

Учитель. Посмотрите в свои листочки, у вас есть строчка с цифрами, под которыми вы будете ставить “+”, если вы согласны с утверждением, и “-”, если не согласны.

  1. Наречие – это самостоятельная часть речи.
  2. Наречие – служебная часть речи.
  3. Наречие не имеет окончания.
  4. Наречие – изменяемая часть речи.
  5. Наречие обозначает признак предмета по действию
  6. Наречие обозначает признак действия.
  7. В предложении наречие играет роль обстоятельства.
  8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
  9. Наречие имеет форму слова.
  10. Наречия можно разделить на смысловые группы.

Задание: обменялись друг с другом листочками и проверили работы .На доске вывешены правильные ответы, сравните их с тем, что у вас получилось. (см. Рис. 1)

Неправильные ответы зачеркнуть, подсчитать количество неправильных ответов. Если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте “5”, если у вас 2 ошибки – “4”, если 3или 4 ошибки, то “3”.

 IV. Комплексная работа с текстом

Учитель. Прежде чем начать работу с текстом, давайте вернемся к эпиграфу и подумаем, какой смысл вложил И.С. Тургенев в свое высказывание?

  1. А почему он затрагивает вопрос о поэзии?
  2. Что такое поэзия? Вспомните, на уроках литературы мы говорили об этом.

Давайте сегодня попробуем увидеть красоту во всем, что нас окружает, что нам кажется таким обыденным и неприметным на первый взгляд. Я   прочитаю текст, а вы попробуйте сформулировать его тему.

(Чтение текста учителем.)

Одуванчик

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр...глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд...ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

А) Стилистическая работа.

  1. Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  2. Что такое текст?
  3. Сформулируйте тему данного текста.
  4. Выделить микротемы текста.
  5. К какому типу вы отнесете этот текст?
  6. К какому стилю речи он относится? Почему ?
  7. Найти художественные средства, используемые автором?

(Метафора: одуванчики-огоньки олицетворения: Солнышко встало, умылось, пошло гулять, пылинки брызнули эпитеты: солнечные пылинки, веселые огоньки, золотым светом сравнения: одуванчик похож на солнце )

Вывод: кажется, совершенно незаметный цветок – одуванчик, автор опоэтизировал, и он уже предстает перед нами совершенно в другом свете – в образе посланника солнца. (см. Рис. 2)

Б) Практическая работа.

  1. В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
  2. Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
  3. В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
  4. В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
  5. Какие это обороты? Выделить их графически.
  6. Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

!!!По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу (можно пользоваться таблицей ).

– Вернемся опять к эпиграфу и определим, подчеркнутые наречия можно отнести к какой группе? Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

V. Работа по развитию речи

А) Теперь давайте с вами попробуем сами опоэтизировать на первый взгляд неприметные предметы. Например, осенние листья. Обратите внимание на предложение, написанное в ваших распечатках.

Листья падают с дерева.

Можно ли по этому предложению представить, какие это листья, как они падают, какого они цвета? Конечно, нет. Наша задача состоит в том, чтобы красиво и наглядно описать этот процесс, а также более красочно представить тот предмет, о котором мы говорим.

– Что же мы для этого должны сделать?

Давайте попробуем добавить эпитеты, распространить действия, добавив деепричастия или деепричастные обороты, употребить наречия, которые также украсят наше предложение.

(По ходу продумывания предложения на доске учитель записывает наречия, которые можно употребить, например, плавно, медленно, тихо, бесшумно, красиво, печально).

– Записываем полученное предложение .

Разноцветные листья плавно кружились в воздухе, оторвавшись от ветки.

– Вот теперь вы можете себе представить картину падающих листьев?

Б) Теперь посмотрите на фотографию. Здесь фотограф уже нашел и запечатлел кленовые листья, упавшие на мокрую скамейку.(см. Рис. 3)

Давайте еще немного пофантазируем и придумаем продолжение к уже написанному нами предложению, но оно должно соответствовать данной фотографии. Не забудьте употребить наречия в данном предложении.

Они бесшумно упали на мокрую скамейку, печально ожидая своей дальнейшей участи.

Не забудьте определить синтаксическую роль наречия и смысловую группу.

В) А вот еще как можно написать об одиноком осеннем листке, который оторвался от ветки и начал свой путь в неизвестность.

Я вам хочу прочитать небольшое стихотворение, где о листке говорится, как о живом существе.

 Осенний лист

Последний лист кружится в воздухе, летает,
Гонимый ветром вдаль по мостовой,
О чем он думает, о чем мечтает?
Кто унесет его, поманит за собой?

Быть может, он прилепится к окошку
И будет там ждать участи своей,
А может ляжет на промокшую дорожку
И затеряется среди дождей.

А может в парке, средь листвы опавшей,
Он вспомнит о вчерашнем дне
И загрустит о том, что он однажды
Сорвался с дерева, попал в небытие.

Но что поделать, коль назначено природой
Весной рождаться, летом зеленеть,
А поздней осенью с ветвей срываться
И в путь неведомый лететь.

 VI. Итог урока

Учитель. Итак, сегодня на уроке мы сумели доказать, что красоту можно разглядеть в самых обычных вещах, которые нас окружают, и в зависимости от того, как мы охарактеризуем тот или иной предмет, он сможет по-особому заиграть яркими красками. Кроме того, мы повторили смысловые группы наречий, а также убедились в том, что наречия могут вносить свой вклад в красоту речи.

VII. Домашнее задание

Учитель. По данному началу придумать продолжение, употребив в тексте как можно больше наречий и определив их смысловую группу.

Недаром говорится, что в самом обычном и, на первый взгляд, неприметном предмете можно увидеть необыкновенную красоту. Ее можно разглядеть и в одиноко стоящем дереве, и в речке, бегущей куда-то...

А вот каким я увидел...