Использование мультимедийных средств в обучении иностранным языкам

Разделы: Иностранные языки


Современная российская система образования стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Одним из таких путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету.

Язык как средство общения постоянно развивается, меняется структура языка, грамматика, произношение, написание слов, примером могут послужить нововведения в немецком языке, где поменялись правила написания слов, в английском языке практически не используются некоторые формы будущего времени, существует много других примеров. К чему это приводит? Во-первых, обучающему необходимо сверять учебно-методические комплексы, имеющиеся в наличии, постоянно исправлять и указывать на недочеты в материалах обучения; во-вторых, должен развиваться и учебный материал в соответствии с изменениями грамматических и лексических явлений; в-третьих, недостаток финансирования не позволяет экстренно изменять существующие комплекты обучения иностранному языку. Поэтому, проблема модернизации учебно-методического комплекса (УМК) ложится на плечи учителя.

Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Такое количество источников затрудняет поиск необходимой информации, на данный момент не каждый учитель будет разбираться с существующими мультимедийными программами и включать их в процесс обучения. В том случае, если учитель заинтересован в использовании мультимедийных технологий в учебном процессе, поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка, развитие мультимедийных средств сегодня, привлекает преподавателей всех дисциплин, начиная от физики и заканчивая пением. Преподаватель иностранного языка, возможно, найдет способ заниматься на компьютерах один час в неделю, хотя этого не достаточно, полностью и с пользой для знаний использовать и час в неделю возможно.

Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам - ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу учащихся, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения иностранному языку, поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам с помощью компьютера должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих реализации основной цели в преподавании иностранных языков - формированию умений и навыков коммуникативной компетенции.

Компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки учащихся; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.

В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель.

По моему мнению, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой с участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами. В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя компьютер открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера, например, коллективная творческая работа над совместным проектом.

Учитель нашей школы Филатова Т.Н. успешно проводит проектную работу по созданию учащимися компьютерных презентаций по текущим темам и даже своего веб-сайта (www.where2go2day.ucoz.org/). При этом процесс коллективного творчества позволяет не только повысить уровень мотивации в изучении английского языка, но и сделать задание, например по обучению письменной речи, подлинно коммуникативным.

Нашими учителями также используются тренировочные и обучающие компьютерные программы: CD-ROM "Way Ahead I - VI" - это обучающие интерактивные игры, очень интересные и красочные, с разнообразными заданиями и звуковым сопровождением. Учащиеся со второго по седьмой класс с огромным удовольствием выполняют довольно сложные упражнения по лексике и грамматике, и все это благодаря четко продуманным и увлекательным заданиям. CD-ROM "Welcome 1, 2 " состоит из заданий по всем видам речевой деятельности и является интерактивным сопровождением для учебника "Welcome", а также содержит увлекательные игры, способствующие повышению мотивации в обучении английскому языку. CD-ROM "Round Up" - это интерактивные упражнения по грамматике, которые дают возможность обучать грамматике наиболее эффективно. CD-ROM "New Opportunities" Russian Edition Pre-intermediate/ Intermediate (издательство Pearson Education) и Test Master "New Opportunities" Pre-intermediate/ Intermediate (издательство Pearson Education) помогают отрабатывать пройденный лексический и грамматический материал как на уроках , так и дома. А учитель имеет возможность составления проверочных работ и тестов в интерактивном режиме.

Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические упражнения и тесты, отбирать тексты), а также анализировать тексты и целые учебные пособия.

В качестве примера можно назвать Microsoft Word, в которой предусмотрены следующие стадии анализа текста:

  • подсчет количества букв, слов, длинных слов (более шести букв), фраз;
  • установление средней длины слов и фраз;
  • выявление структуры предложений;
  • определение уровня сложности текста

Помимо разработки печатных учебных материалов, современные компьютерные средства позволяют учителям самостоятельно создавать новые ЭОPы:

  • тесты с использованием множественного выбора (с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);
  • тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);
  • лингвистические игры (кроссворды).

Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.

Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета, как одного из средств обучения иностранному языку, лучше реализуются многие цели и задачи процесса обучения. Отсюда следует, что Интернет в скором времени войдет в повседневную практику преподавания во всех учебных заведениях. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями, но нельзя забывать, что, какими бы свойствами ни обладало то или иное средство обучения первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами - одно из средств реализации этих целей и задач.

Естественно, главная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции. Для этого с помощью Интернета можно:

  • включать материалы сети в содержание урока (интегрирование их в программу обучения);
  • проводить самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • повышать мотивацию и создавать потребность в изучение иностранного языка посредством живого общения;
  • формировать и развивать умения и навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • формировать и развивать умения и навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, составляя ответы партнерам по переписке;
  • пополнять словарный запас лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты из страны изучаемого языка;
  • получать культуроведческие знания, включающие в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

На данный момент существует большое количество сайтов посвященных преподавателю иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио книги.

Английский язык:

Немецкий язык:

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над текущей темой урока иностранного языка. Преподаватель может найти различную информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию, или можно дать задание - найти информацию ученикам, грамотным пользователям сети, но, разумеется, определив сферу поиска. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, преподаватель может поставить задачу - отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над темой, либо, напротив, её оспорить, для чего необходимы факты, информация. Каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал для обсуждения.

В нашей школе в программу углубленного изучения английского языка включены спецкурсы по страноведению и англо-американской литературе. Учащиеся готовят проекты и презентации по темам спецкурсов, пользуясь ресурсами Интернета. Учителя немецкого языка проводят работу по проектной деятельности учащихся и ребята с увлечением создают проекты и компьютерные презентации, подбирая материал в Интернете по различным страноведческим темам, и показывают их на уроках.

Можно воспользоваться и услугами чата или электронной почты, чтобы получить мнение носителей языка. Затем обсудить на уроке разные точки зрения на одну и ту же проблему (например, где провести отпуск, события в разных точках мира, мнения о прочитанной книге, особенности образования в разных странах, традиции празднования одних и тех же праздников в разных странах, например Рождества, и т.д.). При этом можно подобрать необходимые и очень интересные иллюстрации. Таким образом, происходит диалог культур непосредственно на занятии, стимулированный реальными контактами с представителями этой культуры.

Таким образом, для учителя применение компьютера обеспечивает возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса, внедрения новых организационных форм обучения.

Можно заключить, что применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения иностранным языкам.