Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение имени числительного"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Повторить и обобщить знание учащихся о числительном;
  2. Совершенствовать навыки употребления имен числительных в устной речи в соответствии с нормой;
  3. Подготовиться к контрольной работе.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  1. Учебный комплекс:
  • “Русский язык. Теория. 5-9 класс”//В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова;
  • “Русский язык. Практика. 6 класс”//Под ред. Г.П. Лидман-Орловой;
  1. Тетради;
  2. Карточки с кроссвордом;
  3. Тексты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы и цели урока

Учитель. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о имени числительном, о правописании слов этой части речи, морфологических признаках и синтаксической роли употреблении в речи. Продолжим, как и на предыдущем уроке, подготовку к контрольной работе.

А сейчас запишите число, классная работа, тема урока.

– Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

– На какие две группы делятся числительные?

– Чем отличаются простые числительные от составных?

III. Активизация знаний

  1. Разобрать предложение/

(Один человек работает у доски, остальные - в тетради.).

Двадцать2 делится на четыре3 без остатка4

– Какими еще членами предложения могут быть числительные?

– Вспомните, каковы постоянные морфологические признаки числительного?

– Как изменяются количественные числительные? А порядковые?

  1. К какой части речи относятся слова оба и обе? Когда употребляется числительное оба, а когда – обе?
  2. Выполним упражнение № 454 на странице 156 (письменно).
  3. Конкурс чтецов.

Учащиеся работают в группах по 5 человек: читают по очереди выразительно текст, произнося числительные в соответствии с нормой, до 1 ошибки. Каждая группа выбирает лучшего чтеца, который читает свой текст перед классом. Ученик, лучше всех прочитавший текст получает звание “Лучший чтец” (тексты для чтения см. в Приложении 1)

  1. А теперь поговорим о правописании числительных. Вспомните, какие числительные пишутся с удвоенной согласной? (Одиннадцать, миллион, миллиард.)

– А знаете ли вы историю слова “миллион”?

Рассказ учителя об истории слова “миллион”

Миллион

Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Китай, чтобы передать свое восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего “тысяча”, и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ищ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища.

  1. Как запомнить, когда “Ь” в числительных пишется в середине слова, а когда в конце? Об этом нам расскажут Денис и Настя.

Сценка.

Настя: Денис, почему у тебя нет ошибок в правописании “Ь” в числительных?

Денис: А разве ты не знаешь простого правила о правописании “Ь” в числительных? Есть такое правило: в числительных может быть только один “Ь”: если он есть в середине, то его нет в конце. Посмотри: пятьдесят, семьдесят, шестьдесят, девятьсот – во всех этих числительных “Ь” стоит в середине, а в числительных пятнадцать, семнадцать – “Ь” в конце, следовательно в середине его не может быть.

Но запомни: это правило относится только к числительным в именительном и винительном падежах, а в других падежах может быть и два “Ь”, например в творительном – пятьюдесятью или вообще не быть ни одного “Ь”, например в родительном и дательном падежах (пятнадцати, пятидесяти).

Настя: О! Так просто? Теперь я не буду делать таких ошибок.

  1. Чтобы выяснить, как вы поняли это правило, решите кроссворд “Спрятанное слово” на карточках (см. Приложение 2).
  2. Выполнение упражнения № 453 (письменно).

– Дети, при выполнении этого упражнения можете пользоваться учебником “Теория”, параграф 113. (Учитель в это время проверяет кроссворды).

IV. Домашнее задание

Упражнение № 464 (объяснить, показать образец).

V. Выставление оценок