Урок по русскому языку в 4-м классе. Тема: "Глагол. Повторение и обобщение изученного материала в 4-м классе" (урок-отчёт)

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

  • обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;
  • развивать лексическую и орфографическую зоркость;
  • умение проверять безударные окончания глаголов;
  • развивать мышление, речь, внимание, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование и наглядность:

Таблицы, раздаточный материал, перфокарты, карточки, учебник, кроссворд.  

І Организация класса.

ІІ Ход урока.

1.Вводная беседа:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок – смотр знаний по русскому языку.   Королева Грамматики приготовила для вас интересные задания и прислала своих помощников.
-А где же они?

1 ученик:
      А вот и мы. Здравствуйте, Галина Александровна!
2 ученик:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Учитель:
 -А на какую тему вы принесли нам задание?
1 ученик:
-А тема зашифрована в ключевом слове кроссворда.
2 ученик:
- Если ребята разгадают кроссворд, узнают тему урока.

2. Словарная работа.

Учитель: ребята, откройте тетрадь. Вы будете записывать слова в тетради, а я на доске.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения.   (дорога)
  2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования.  ( библиотека)
  3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим  её сторонам. (аллея)
  4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
  5. То же, что и экономика. (хозяйство)
  6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)

Учитель:
-А ключевое слово по вертикале под цифрой 7. Итак, это слово- глагол.

-А что такое глагол?
( Дети называют правило )
-А какое следующее задание?

3.Грамматическая игра « Да- нет».

1.ученик:
-Королева желает знать: хорошо ли вы изучили глагол и поэтому предлагает вам грамматическую игру «Да-нет».

2.ученик:
-Условия игры: если высказывание верно –все  говорят хором «Да»
если высказывание неверно, то все говорят « Нет».

1.ученик:
Игру проводит учитель.

а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) У глагола 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

2.ученик:
-Молодцы, ребята, хорошо справились со вторым заданием.

1.ученик:
- А теперь третье задание.
- К какой части речи относятся словарные слова, которые мы с вами написали в    кроссворде?

Дети:
-К имени существительному.

2.ученик:
-А теперь среди словарных слов найдите и запишите только глаголы. Откройте словарь в учебнике

4.Самостоятельная работа.

Учитель:
-Какие слова вы записали?

Дети:
-Гореть, желать, сверкать.

Учитель:
-Чем похожи эти слова?

Дети:
-Стоят в начальной форме, отвечают на один вопрос.

Учитель:
-Какой глагол лишний?

Дети:
-Желать. Гореть, сверкать слова-синонимы.

Учитель:
-В толковом словаре Ожегова написано: «Сверкать-ярко  сиять переливчатым светом»
-А какие ещё слова-синонимы можно подобрать к этому слову?

Дети:
-Блестеть, сиять, искриться, светиться.

Учитель:
-Давайте запишем эти слова.
-Мы все задания выполнили по словарной работе?

1.ученик
-Нет. Слово «сверкать» надо разобрать по составу и ещё придумать с ним предложение.

2.ученик:
-А мы нашли у К.Паустовского предложение со словом «сверкать».
«Одинокая яркая звезда сверкала над лесами». Запишите это предложение с комментированием.

1.Ученик:
-Комментирует  Алимова Вика, а разберёт по членам предложения-Когтева Маша.

5.Игра «Не ошибись!»

2.Ученик:
-А теперь поиграем в игру «Не ошибись!». Её цель – проверить как вы умеете определять время глагола.

( помощники раздают карточки с одним словом , 1 ряд получает карточки белого цвета, 2 ряд –жёлтого, а 3- зелёного).

1.Ученик:
-Условия игры: по очереди с каждого ряда выходят ученики и кладут свою карточку в конверт. На доске 3 конверта на которых написано: Н. вр., Пр.вр., Б. вр.

После игры содержимое конвертов учитель предлагает проверить помощникам  Королевы Грамматики.

 5.Упражнение по чистописанию.

1.Ученик открывает занавеску на доске.
-Здесь надо закончить запись

Учитель:
Это упражнение по чистописанию! Ребята, чем оно интересно?
Ешь ет ем …
Ишь ит им..

Дети:
-Это личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Учитель:
- Спишите это упражнение и допишите недостающие окончания 1 и 2 спряжения.
- Какие окончания надо дописать?
- Дети говорят: «ете, ут,ют, ите, ат, ят».
Учитель записывает на доске, а дети в тетради.

6. Задание. Упражнение «График».

2.Ученик:
-Надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График».
(Детям раздаются листочки с системой координат)

1.Ученик:
-Упражнение проводит учитель.

Учитель:
- Я читаю слова по вариантам, а вы ставите точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет
2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

Учитель:
-Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение глагола, то график должен выглядеть так:

7.Задание. Самостоятельная работа.

2.Ученик:
-Работаем с перфокартами. Вставьте пропущенные окончания.

(Самопроверка.)

-Какое окончание вставили?
-У кого другое?
-Объясните, почему?

8.Задание. Работа с пословицей.

1.Ученик:
Объясните, как вы понимаете пословицу?

Без труда   вытащишь и рыбку из пруда.

2.Ученик:
-Ой, что-то здесь непонятно.

1.Ученик:
-А тут одно слово выпало. Да вот оно! Это частица –не!

2.Ученик:
-Ребята, а как пишется частица  «не» с глаголом?
Дети называют правило о правописании частицы «не» с глаголом.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1.Ученик:
-Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» .Откройте учебник на странице 253 и разберите это слово, как часть речи.

2.Ученик:
-Комментирует  Валя Тэйф.

9.Итог урока.

1.Ученик:
-Итак, урок подходит к концу. Все задания, ребята, вы выполнили.

2.Ученик:
-Мы доложим Королеве Грамматики, что ученики 4 «А» класса хорошо усвоили тему «Глагол», что вы любите русский язык. Спасибо вам!

Учитель:
-Спасибо Королеве Грамматики, спасибо вам, дорогие помощники!
До свидания!

10.Дом. задание.

Учитель: дома запишите как можно больше глаголов с частицей «не» на тему: «Соблюдай правила дорожного движения».

Материал к уроку

Слова на карточках для определения времени глагола:

1.ряд2.ряд3.ряд
клеилстроилверил
броситначнетупадетp
слышитвидитсмотрит
таяласеялисияло
сушишькрошишьтопчешь
заплатимзаплачешьподежурим
работаетсидитмолчит
наберутнайдутбудут цвести

Слова на перфокартах

Стро..т, ед..шь, вер..шь, смаж..м, кол..шь, бре..т, посад..т, гон..т, дыш,.шь, урон..м.