Интенсификация процесса обучения на уроках русского языка. Схемы-опоры (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


"Интенсивный - т.е. напряжённый, усиленный, дающий высокую производительность". Словарь русского языка С.Ожегова.

Каждый учитель стремится к тому, чтобы минуты урока использовались по назначению, чтобы на всех учеников хватало времени. Стараюсь урок начинать со звонком, не устраивать разборок и объявлений. Вспомните свой "открытый" урок, там мы бережём каждую секунду.

Меня, как и вас, волнуют слабые ученики. Многим просто не хватает времени для усвоения темы. Главная ценность урока - время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые дети. Ведь в момент первого объяснения учителем, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы. Серьёзные затруднения появляются при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьёзному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности.

К сожалению, ещё не случайность уроки, где происходит вытягивание слова из учеников: "Ну, дальше, ну, говори же полным ответом!" И посмотреть куда-либо ни-ни!

Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - достичь этой цели помогают опорные схемы.

Вспомните метод В.Ф.Шаталова, когда с помощью опорных схем, он обучал математике слабых детей. Результат был положительным. Но этот метод почти забыт. Опорные схемы - это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков.

От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, они читают её, работают с ней. Ни один ученик не чувствует себя беспомощным. Исчезли скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавляются от механического зазубривания правил и формулировок.

Очень важное условие в работе со схемами - то, что они должны непременно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям лучше учиться.

Опорные схемы ":активизируют детей на уроке, организуя внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышают интерес к учёбе. Дети быстро думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса".

В результате на уроке появляется резерв времени, значит, возможность выполнять больший объём упражнений.

Изучив опыт работы С.Н.Лысенковой, народного учителя СССР, я убедилась, что этот приём создаёт резерв времени. Это подтолкнуло к творчеству, схемы - опоры по частям речи для 4 класса я сделала давно, опробовала их в работе.

Все схемы выполняются в цвете. Общий цвет чёрный, главное выделено красным, зелёным, синим. Размер таблицы нужен такой, чтобы дети с последних парт хорошо видели всё, что на них написано. Ведь это опора для всех!

Условные обозначения:

  • Цвет: красный - для обозначения части речи, зелёный - если изменяется, синий - если не изменяется.
  • Условные знаки: П - предмет, Пп -признак предмета, Дп - действие предмета, не\ гл. (не с глаголами пишется отдельно), п \ с (предлог с существительным пишется отдельно).

При изучении темы "Имя существительное" вывешиваю схему - опору №1, выполненную на половине листа ватмана. Она состоит из нескольких частей, каждая часть закрыта чистым листом бумаги. По мере прохождения материала - нужная часть открывается.

Каждый урок по этой теме начинается с вопроса: "Что вы знаете о существительном?" Звучат уверенные ответы детей, т.к. схема перед глазами и на ней всё понятно записано. К концу изучения темы в журнале появляется колонка отметок, каждый ученик ответил. Класс внимательно следил за ответом товарища и поправлял его.

По окончанию работы ученики делают себе уменьшенную копию схемы, она пригодится им в 5 классе.

Аналогично работаем со схемами "Прилагательное", "Глагол", "Местоимение".

Приложение 1.

Литература.

  1. "Когда легко учиться" С.Н.Лысенкова, Москва "Педагогика" 1985 г.