Исследовательская деятельность учащихся в процессе работы с текстом на уроках географии

Разделы: География


Цель и задачи:

  1. Систематизировать и углубить знания об образовании атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, причин их возникновения; познакомить с видами атмосферных фронтов.
  2. Развивать критическое мышление, коммуникативные умения и речь в логике поставленных вопросов.
  3. Обучать учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, рефлексии учебной деятельности.

Оборудование: учебник А.И. Алексеева «География России», атласы, карты, таблицы.

Ход урока

  Методические рекомендации
I. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встречи с вами.
А какое настроение у вас? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценивать эмоциональное состояние учащихся в начале урока.
II. Стадия вызова.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Климат».
Какие вы знаете климатообразующие факторы?
Какие факторы мы не рассмотрели?
Циркуляция воздушных масс - это тема нашего урока

 
Заполнение таблицы
Знаю Хочу узнать Узнал
определение
типы в/м
движение
   
Задание:
Впишите в первую колонку все, что знаете о циркуляции воздушных масс, используя только «ключевые слова». Обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.
Коллективное обсуждение завершилось, сверим с информацией.
Вторую половину учащиеся заполняют самостоятельно.
Актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширение и систематизация знаний по изученному вопросу.
Задание:
  • на основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели урока: выявить причины движения в/м на территории России;
  • узнать какую погоду они приносят.
Вписанные вопросы являются планом урока. Данный методический прием позволяет подвести учащихся к формулировке цели урока.
III. Стадия осмысления.
Задание:

самостоятельно работаем с текстом учебника. Исследовательская работа – причины образования теплового фронта, холодного фронта, циклона, антициклона.
Использует прием «инсерта», ученик карандашом делает пометки в тексте знаками:
«+» — это я знал;
«-» — новое;
«?» — непонятно и требует объяснения.
Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос.
«Какой тип погоды: циклональный, антициклональный или холодного фронта отражен в описаниях?»
Мороз и солнце: день чудесный…
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит:
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С. Пушкин)

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут,
своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Серебристых тополей листвы.
(А.С. Пушкин)

Использование отрывка из литературных произведений – активное средство для развития мышления учащихся.
IV. Стадия рефлексии
Заполняется третья колонка (узнал)
Учащиеся заполняют третью колонку новыми понятиями, делятся ими со своим соседом, а затем с классом. Данный прием позволяет учащимся систематизировать новые понятия, а учителю корректировать свою деятельность.
Задание:
Исследуя текст учебника (с. 79) выписать признаки погоды для циклона и антициклона (сплошная облачность, устойчивый ветер, равномерное выпадение осадков, прерывистый ветер, грозовые облака, ливневые дожди, шквальный ветер, затяжные дожди).
Оценивание работы учащимися:
100% —
50% —
менее 50% —
V. Домашнее задание
  • §11 в 4,5
  • по выбору
  • написать эссе на тему «Что было бы на Земле, если бы не стало циркуляции атмосферы?»
Работа в форме эссе является методическим приемом технологии критического мышления.
Наш урок подходит у завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас?
Благодарю вас за работу.
При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.