Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по информатике во 2-м классе "Алгоритм"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:
  1. Ввести понятие «алгоритм»;
  2. Научить составлению и выполнению алгоритма;
  3. Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».

- Ребята в природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит. Давайте сотворим солнце в себе.

Сядьте удобно, возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром. Звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов на уроке.

Сегодня солнышко и к нам заглянуло. Посмотрите, какое оно ласковое, приветливое. А кому оно особенно улыбнется, вы узнаете в конце урока.

Каждому, кто будет хорошо работать на уроке, солнышко подарит свою эмблему.

2. Сообщение темы и целей.

Мы продолжаем наше путешествие по удивительной стране Информатике. Тема нашего урока - «Алгоритм». Перед нами стоит большая проблема:

  1. Как составлять и выполнять алгоритм?
  2. Как находить ошибки в алгоритме и исправлять их?
  3. И что же такое алгоритм?

Ребята сегодня перед уроками мы с вами встретились в школе и сказали друг другу: «Доброе утро».

А как же оно начиналось, наше «доброе утро»?

Эти рисунки перепутаны, но их легко можно разместить по порядку.

Вспомните последовательность выполнения своих действий утром (один ученик выполняет задание у доски). Вы поставили картинки в нужном порядке и показали, в какой последовательности выполняли свои действия утром. Это и есть алгоритм «доброго утра».

Вы пошли в школу, но многим из вас нужно переходить дорогу, вспомните последовательность ваших действий при переходе дороги.

Ответ детей:

  1. Подхожу к зебре.
  2. Смотрю налево.
  3. Если машин нет, иду до середины дороги.
  4. Останавливаюсь и смотрю направо.
  5. Если машин нет, перехожу дорогу.

Вывод: вы составили алгоритм перехода дороги.

Так что же такое алгоритм?

Может кто-то из вас скажет?

Прочитайте, как в учебнике дается понятие алгоритма.

Дети читают определения: Последовательность действий программы называется алгоритмом.

3. Работа по учебнику (стр. 15, задание 29).

Кто это к нам стучится? Из какой сказки герой пришел к нам на урок?

Ответы детей: Буратино из сказки «Золотой ключик».

Буратино: «Ребята помогите мне правильно закопать золотые монеты на «Поле чудес».

А помогут нам в этом команды из задания №29. Назовите команды по порядку. Ответы детей:

  1. Выкопай ямку.
  2. Положи в ямку деньги.
  3. Полей водой.
  4. Засыпь ямку землей.
  5. Скажи: «Крекс, фекс, пекс».
  6. Засыпь ямку землей.
  7. Стоп.

Молодцы, правильно составили алгоритм. (Буратино прощается и уходит)

А у нас еще не все проблемы решены на уроке.

Вот еще один сказочный персонаж. Кто это? (Незнайка)

Он хочет съесть яблоко и не знает, как это сделать. Поможем ему. Составьте алгоритм «съешь яблоко». (Команды закрыты, учитель открывает их после ответов детей)

Правильно составили алгоритм. Теперь Незнайка может съесть свое яблоко.

А мы на странице 16 выполняем задание №31 самостоятельно. Для ребят среднего ряда индивидуальное задание: включить плейер и выполнить все команды (например, возьми синий карандаш, нарисуй воздушный шарик, раскрась его, положи карандаш на место, стоп).

Проверка самостоятельной работы.

Прочитайте, какие действия вам нужно было выполнить.

Ответы детей:

  1. Возьми ручку.
  2. Напиши слово «мама».
  3. Положи ручку на место.
  4. Стоп.

Все выполнили задание правильно. Молодцы! Ребята, вы написали такое дорогое слово «мама». А знаете ли вы свою маму? Приходит мама с работы, а вы загляните ей в глаза, посмотрите какие они: веселые или грустные, уставшие, озабоченные. Может ваша мама, замерзла? Согрейте ее. Приготовьте заварку и приготовьте маму чаем.

Составим алгоритм, как правильно приготовить заварку.

Каков же порядок заваривания чая?

Здесь опять все перепутано. В каком порядке нужно выполнять действия, запишите.

Я думаю, что мама попьет чай, и ее глаза станут веселыми. А вы для мамы станете добрым волшебником.

4. Чтение стихотворения.

«Стать добрым волшебником».

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй,
Здесь хитрости, в общем,
Не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово.
На клумбе цветок, его листья повисли,
Грустит он о чем, угадай его мысли.
Он хочет напиться, эй дождик полей-
И дождик струится из лейки твоей.
А что же сестренка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестренке-
И ты обернулся ретивым конем,
Галопом сестренка помчалась на нем.
Хоть мама еще не вернулась с работы,
Не трудно узнать ее думы, заботы.
Вернусь - хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять.
И ты совершаешь великое чудо-
Ковер засиял, засверкала посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой-
Да это как в сказке, волшебник ты мой.

5. Физкультминутка.

Вы, наверное, немножко устали?

А вот существует такое мнение, что если у человека прямая спина, прямой ровный позвоночник, то в таком состоянии он получает заряд энергии из космоса. Человек становится здоровее, мудрее, счастливее.

Встаньте, выпрямите свои спинки, улыбнитесь, вытяните руки вверх. Представьте, что вы крепкое, сильное деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

А теперь, когда вы взяли энергию из космоса, продолжаем нашу работу.

6. Диктант по клеточкам.

Выполни действия:

  1. Возьми карандаш.
  2. Напиши диктант по клеточкам.
  3. Дорисуй полученный рисунок.
  4. Положи карандаш на место.
  5. Стоп.

У вас должен получиться вот такой рисунок.

Что это? (Робот) Что вы знаете о роботах?

Это машина, она выполняет заданную человеком программу.

7. Игра «Робот».

Ребята, давайте поиграем.

Я на время становлюсь роботом. Вы будете подавать четкие правильные команды роботу. Попросите робота съесть конфету, которая лежит у меня на столе. Задавайте по одной команде, а робот их будет выполнять. Дети задают команды:

  1. Возьми конфету.
  2. Разверни конфету.
  3. Съешь конфету.
  4. Выброси фантик в мусорное ведро.
  5. Стоп.

Посмотрите, а правильно ли Карлсон ест конфету? Есть ли ошибки в алгоритме? Если есть, исправьте их.

Дети отвечают:
Лишняя команда - вымой конфету.

Ребята, а какую команду забыла выполнить Красная Шапочка, когда ставила цветы в вазу?
Ответ детей: Налей воды.

8. Обобщение.

Мы с вами учились составлять алгоритм, находить и исправлять ошибки в алгоритме. Так что же такое алгоритм? (Ответы детей)

Догадываетесь ли вы, ребята, что мы пользуемся алгоритмом на каждом уроке математики? Вот вам математическое задание: «Выполни действие в этой программе».

Это при решении примеров. У каждого из вас есть памятка решения задач. Это тоже алгоритм. Повторим последовательность выполнения действий при решении задач (Дети читают хором памятку).

Алгоритм мы применяем везде: и дома в быту, и в школе на уроках математики и русского языка (при решении орфографических задач).

Посмотрите, как ребята составили алгоритм развития лягушки и бабочки в природе. Алгоритм развития лягушки:

  1. Икринка.
  2. Головастик.
  3. Маленькая лягушка.
  4. Большая лягушка.
    Алгоритм развития бабочки:
  5. Личинка.
  6. Гусеница.
  7. Куколка.
  8. Бабочка.

Порядок действий, череда, определенный ритм. Все спрессовалось только в нем, в понятье - алгоритм. Куда ни кинь пытливый взгляд Он, алгоритм, везде: И в математике он есть, В природе и в тебе. Он нужен всем, он есть кругом, На нем весь мир стоит. Порядок действий - это он. Тот самый алгоритм.

Ребята, вы очень хорошо все работали. Солнышко вам всем улыбнулось и что-то вам хочет сказать: МОЛОДЦЫ.

Солнышко спрашивает: «Ребята, а с каким настроением вы закончили урок? Покажите нужную карточку: если настроение хорошее, то с изображением солнышка, если плохое - тучки» (дети показывают карточку).

Я очень рада, что ваше настроение сияет, как солнышко.

Спасибо за урок. Урок окончен.