Личностные особенности сельских школьников в процессе их профессионального самоопределения (результаты анкетирования старшеклассников Краснянского ШО № 3)

Разделы: Администрирование школы


В опросе участвовали 24 учащихся 11 классов и 29 учащихся 9-х классов Краснянского ШО №3.

1. Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников показало, что 79% опрошенных учащихся уже определились с выбором профессии. Однако среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, так же как и немногие выбирают специальности, востребованные в сельском социуме. Были названы такие профессии: учитель, фармацевт, управленец, бизнесмен, стоматолог, менеджер, экономист, инженер-механик, оператор ЭВМ, строитель.

2. Выбор профессии определяется для большинства старшеклассников прежде всего:

  • тем, насколько интересна профессия и какие варианты представляет для самореализации – 61%;
  • насколько она дает хороший заработок – 56%;
  • престижна – 17%.

Стремление иметь доступ к власти отмечено у 23% старшеклассников. К сожалению, никто из опрошенных не отметил, что для него в выборе профессии важно, чтобы она носила творческий характер.

3. Будущее место работы старшеклассниками оценивается следующим образом:

  • на частном предприятии работать мечтают 11% опрошенных;
  • на государственном - 22%;
  • иметь собственное дело – 33%;
  • для 33% опрошенных будущее место работы не имеет значения;

К сожалению только 5,5% выпускников хотят остаться работать в родном селе.

Не определились с жизненными планами 25% опрошенных. Например, методика «Незаконченные предложения» показала, что предложение «Если я останусь жить и работать на селе, то…» чаще всего было закончено следующим образом:

  • «я постараюсь работать, чтоб прокормить семью и заработать денег на свои мечты»;
  • «мне будет трудно, но я постараюсь не оставаться на селе»;
  • «буду лучшим»;
  • «долго я не проживу на селе»;
  • «буду работать хорошо».

Качественный анализ высказываний школьников показал, что оценка дальнейших перспектив жизни на селе является или достаточно реальной, или безнадежной и бесперспективной.

Очевидно. Что это определяется огромным количеством социальных проблем на селе в настоящее время. Например, наиболее распространенными ответами на вопрос «Чтобы жизнь в моем селе изменилась к лучшему, надо…» были следующие:

  • «выучиться»;
  • «иметь хороших руководителей»;
  • «выдавать достойную зарплату»;
  • «все делать честно, по совести»;
  • «позаботиться о досуге жителей» и др.

4. В своем жизненном самоопределении сельские старшеклассники считают для себя важным получение дальнейшего образования (100%). При этом предпочитают иметь:

  • высшее образование – 56%;
  • общее среднее образование (школа, гимназия) – 5, 5%;
  • профессиональное образование – 28%;
  • два высших образования – 11 %.

Диаграмма «Получение дальнейшего образования»

5. Положительным фактом является мнение старшеклассников о том, что получение хорошего образования зависит от:

  • собственного усердия – 61%;
  • упорного труда – 55%

Это свидетельствует о желании ответственно подойти к собственной жизни. Некоторые учащиеся считают, что хорошее образование невозможно без наличия нужных знакомств, связей.

6. Говоря об условиях, необходимых для достижения успеха в жизни, старшеклассники называют следующие:

  • происходить из семьи с достатком – 11%;
  • иметь нужные знакомства – 11%;
  • иметь хорошие способности – 72%;
  • иметь образованных родителей - 28%. 

Диаграмма «Условия, необходимые для достижения успеха в жизни»

Эти данные только частично подтверждают предыдущий вывод и в большей мере свидетельствуют о недостаточно сформированной ответственности, самостоятельности, готовности принимать решения относительно своей собственной жизни.

7. Изучение ценностей жизненного самоопределения сельских старшеклассников показало. Что в жизни они стремятся прежде всего:

  • к созданию хорошей семьи – 39%;
  • к личной свободе, интересной творческой работе, возможности реализоваться, самосовершенствованию – 39%;
  • к успеху, хорошей карьере – 22%;
  • к счастливой личной жизни – 28%;
  • к высокому материальному уровню жизни – 17%.

8. При этом признаками жизненного успеха являются:

  • состоявшаяся карьера – для 50%;
  • быть не хуже других – 22%;
  • выделиться среди всех, иметь то, чего нет у других, и достичь материального благополучия – 17%;
  • реализация талантов и способностей – 11%.

Интересен тот факт, что ответы по этим двум вопросам носят противоречивый характер. Если на первое место по рангу выходит «создание хорошей семьи», то успех в жизни связан прежде всего с карьерой.