Программа деятельности педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере "Волгари" на базе Центра развития творчества детей и юношества

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Актуальность

Дополнительное образование – это  то, к чему приходят дети не всегда сами и осознанно, часто под  руководством  родителей, педагогов, а в подростковом возрасте  за компанию, вместе со  своими  друзьями и редко руководствуясь собственными интересами, увлечениями, но это тот мир,  где  личность ребенка раскрывается и развивается в совместной творческой деятельности под  педагогическим воздействием умелого  «мастера своего дела».

Именно  в летний период, когда не столь  насыщена жизнь детей и подростков  учебными заботами, в нашем Центре открывает свои двери летний оздоровительный лагерь «Волгари», где есть возможность для ребят  расслабиться, отдохнуть, найти новых друзей и  получить массу  позитивных впечатлений.

В условиях  летнего оздоровительного  лагеря  ребята, не отрываясь от родителей на неопределенное расстояние, находясь всегда рядом и под присмотром, а  для многих родителей этот момент очень значим,  могут раскрыть свои творческие способности, улучшить свои умения в плане социального взаимодействия, как со сверстниками, так и детьми более старшего возраста,  предстать перед значимыми взрослыми  в ином амплуа, раскрыться.   Ведь в лагере  отсутствует система балльного оценивания, нет жестких рамок, которые связаны с дисциплиной и те, кто в учебной деятельности порою неуспешны, посещая летний лагерь на базе  Центра,  получают свою «Минуту Славы».

Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях  организации   летнего отдыха на базе  учреждения дополнительного образования обусловлена  спецификой,  как самого учреждения (каждый отряд имеет свое творческое направление), так и направлениями деятельности педагога-психолога  (психологическая диагностика,  коррекционно-развивающая работа, психопрофилактика и психопросвещение, консультирование).

Предлагаемая программа деятельности является обобщением опыта работы педагога-психолога МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда в летней период.

Цель программы: Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний оздоровительный лагерь «Волгари» на базе МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда.

Задачи деятельности:

  1. Создание  психологически комфортных условий  для развития коммуникативной компетенции у воспитанников  Центра и тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь при МОУ Центр развития творчества детей и юношества.
  2. Осуществление психофизического  оздоровления  несовершеннолетних, посещающих летний оздоровительный лагерь «Волгари» (снижение  уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения)  средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии,  арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
  3. Проведение  психолого-педагогической  диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса (воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги) с целью оказания им  своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и  коррекционно-развивающей деятельности.
  4. Развитие  у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию  психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

Адресат: Воспитанники в возрасте от 6,5 до 15 лет, посещающие летний оздоровительный лагерь «Волгари» МОУ Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда.

Содержание программы деятельности педагога-психолога

См. приложение 8.

Формы контроля

  1. Письменная и устная  рефлексия на занятиях.
  2. Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников  жизнью в летнем оздоровительном лагере.
  3. Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний оздоровительный лагерь и  на момент завершения смены.

Результативность программы деятельности

Формальные результаты: количество воспитанников, принявших  участие в запланированных мероприятиях,  фото и видео материалы по проделанной работе,  протоколы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, результаты творческой деятельности  детей и подростков, количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и  педагоги).

Ожидаемые результаты: сформированность у воспитанников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных  умений и приобретение  навыков конструктивного разрешения  сложных ситуаций, развитие  и укрепление навыков  поведенческой саморегуляции, приобретение  опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой  деятельности.

Методические материалы по реализации программы:

Приложение № 1 Диагностическое направление (Анкета «Знакомство» и анкета ««Мои впечатления о жизни в лагере «Волгари».

Приложение № 2 Психопрофилактика и психопросвещение. (Творческая мастерская на тему: Речные дары.)

Приложение № 3 Психопрофилактика и психопросвещение. (Психологический практикум на тему: Хоровод дружбы.)

Приложение № 4 Психопрофилактика и психопросвещение. (Сценарий интеллектуально-познавательной игры социально-психологической направленности «Пойми меня».)

Приложение № 5 Психопрофилактика и психопросвещение. (Игровые программы.)

Приложение № 6 Консультативное направление. (Буклет для вожатых).

Приложение № 7 Консультативное направление. (Заочное консультирование посредством  выпуска тематической газеты для родителей).

Список используемой литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003г.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
  3. Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2002г.
  4. Программа социально-психологического тренинга «Я в ответе за свое здоровье». Ростов н/Д.,2008г.
  5. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
  6. Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000г.
  8. Использование Интернет ресурсов при подготовки тематической газеты для родителей.