Коррекционное занятие для детей 4-5-ти лет с нарушениями зрения "На рыбалке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Обучающие:

  • Закреплять счетные умения и умение соотносить цифру с количеством.
  • Закреплять знания геометрических фигур.
  • Активизировать и обогащать словарный запас.
  • Закреплять знания детей о цвете, форме, величине.

Коррекционные и развивающие:

  • Развивать общую и тонкую моторику.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.
  • Формировать пространственные представления  (справа, слева, вверх, вниз), умения ориентироваться на листе бумаги. 
  • Развивать координацию.
  • Развивать чувство ритма.
  • Повышать зрительно-двигательную активность детей.
  • Развивать и упражнять зрительные функции (фиксация взора, локализация и прослеживание).

Воспитывающие:Воспитывать усидчивость, сосредоточенность.

Оборудование:

  • мяч,
  • пособия для преодоления препятствий,
  • пособие для выполнения «шнуровки»,
  • указка,
  • аудиокассета, магнитофон,
  • дидактическая игра «Поймай рыбку»,
  • наборы цифр от 1 до 5,
  • дидактическая игра «Огоньки» [Е.И. Синицина «Умные занятия и игры», М. Лист, Вече, 2002г.],
  • дидактическая игра «Светлячки»,
  • карточки для счета предметов.

Ход занятия

1. Упражнения по развитию моторики.[А.Н. Лебедева «Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: коррекционно-развивающая программа», М. «Школьная пресса», 2004 г.]

- Дыхательное  упражнение: встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно растягивая все тело и напрягая его как струну (не отрывая пятки от пола). На выдохе, постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице. Вернуться  в исходное положение.

- Стимулирующее упражнение: самомассаж пальцев рук, пальчики здороваются, показывают «козу», «зайчика», «собачку».

- «Рыбки и водоросли» (плавные, легкие движения водорослей – на месте и рыб – с передвижением в «воде).

2. Игра – разминка с мячом.

Сегодня мы идем с вами на рыбалку. А что вы знаете о рыбалке?

Дети стоят в кругу, педагог задает им различные вопросы, они ловят мяч, отвечают на вопросы и возвращают мяч педагогу.

- Что такое рыбалка?

- Где ловят рыбу?

-  Какой геометрической формы у рыбы туловище?

- Для чего рыбе плавники, хвост?

- Умеет ли рыба разговаривать? И т.д.

3.  «Пройди препятствия»

А теперь в путь. Дорога будет нелегкой. Сначала нужно пройти по узкой дорожке, перешагнуть через ручей, высоко поднимая ноги, на болоте перепрыгнуть с кочки на кочку и скатиться с горки.

4. Шнуровка «Путь на рыбалку»

Дальше дорога к озеру будет прямой, а может быть извилистой. Каждый из вас пойдет по своей дорожке. Она обозначена точками – дырочками на картоне. Чтобы попасть к своему озеру, нужно  эти точки – дырочки соединить цветным шнурком.  

Какие красивые, разноцветные дорожки у вас получились. Какого цвета дорожка получилась у Насти, Андрея, Максима…? (дети дают ответ).

5. Дидактическая игра «Поймай рыбку»

Ребята, вот мы и пришли к озерам. Какую геометрическую форму имеют озера? (ответы детей: квадратную, круглую, треугольную). А какие рыбки плавают в воде? Какой они формы, цвета, размера?  (ответы детей).  У каждого в руке удочка. Начинаем рыбалку. Первое задание будет такое: Поймай 3 рыбки, которые похожи на треугольник. Второе задание: Поймай 1 большую рыбку. Третье задание: Поймай 2 рыбки разной формы, разного цвета, разного размера.

Хорошая рыбалка получилась. Давайте теперь посчитаем, кто сколько рыбок поймал.

6. Дидактическое упражнение «Обведи по контуру»

У каждого из вас есть лист с контурами геометрических фигур. Задача такая: Обвести по контуру столько кругов (квадратов, овалов, треугольников), сколько рыбок такой формы ты поймал.

Мы немного устали. Давайте выйдем на поляну и немного отдохнем.

7. Зрительная гимнастика «Рыбка».

У педагога указка с яркой рыбкой на конце. Указка двигается, а дети следят за рыбкой глазами:

«Появилась рыбка, медленно и плавно она поплыла вверх. «Что там твориться наверху?». Затем вниз «А что на дне?», вверх – вниз. Повернула вправо, а что происходит слева, повернула влево, вправо – влево. Увидела другую рыбку и поплыла за ней по кругу. Устала рыбка, закрыла глаза и уснула».    

8. Игра «Посчитай предметы – найди цифру»

Звучит музыка, дети двигаются по кругу, выполняя различные движения. Как только музыка прекращается, каждый должен взять карточку с нарисованными предметами, сосчитать их и подойти к соответствующей цифре на коромысле. Игра повторяется 2-3 раза.

Рыбы наловили, поиграли, пора и домой собираться. А дорогу нам укажут жучки – светлячки, которые хотят сначала с нами поиграть.

9. Игра «Огоньки».

У каждого ребенка по 8 кругов: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых и 2 синих. Они раскладывают их перед собой в одну ровную линию. У педагога – полоски, на которых изображены те же круги в разной последовательности. Педагог показывает одну из полосок, дети запоминают расположение кругов по цвету и выкладывают по памяти круги перед собой. Затем варианты усложняются.

10. Игра «Светлячки».

Светлячки покажут нам дорогу домой. У каждого на столе карточка с девятью клетками (3*3). Светлячок сидит в центральной клетке, скажешь ему «Вправо!», он спешит вправо, скажешь: «Вверх!» - спешит вверх и т.д. но он не может перепрыгивать через клетку, и по диагонали. Итак, будем передвигать светлячка, но надо следить, чтобы он не вылетел из своего домика. Так мы вернемся домой.

Вот мы и вернулись к себе в группу. Занятие закончилось. На прощание давайте станцуем наш любимый танец – танец мечты.

11. Веселый танец мечты.

12. Итог занятия.

Где мы сегодня побывали? 

Что вы делали на рыбалке?

Каких рыбок вы ловили?

Что больше всего понравилось вам?

13. Ссюрпризный момент. Превращение геометрических фигур в живых рыб.