Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Хорошее"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: создать условия для развития коммуникативных качеств личности в процессе формирования навыка чтения на основе разнообразных упражнений.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.
  2. Развивать речь, воображение. Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе.
  3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.

II. Речевая разминка.

  • а – о –у – ы – и. Чтение тихо – громко.
  • Мы будем разговаривать,
    Мы будем выговаривать,
    Все правильно и внятно,
    Чтоб было всем понятно.
  • Упражнение на дыхание:  глубокий вдох – замедленный выдох;
    Упражнение « Насос»;
    Упражнение «Свеча».
  • Упражнение на чтение слов. Сначала шепотом, потом отчетливо вслух.
    Что, чтоб, чтобы, что-нибудь.
    – Почему эти слова мы с вами прочитали?
  • Работа над скороговоркой. Сначала шепотом, потом губами, затем вслух и в паре.
    Расскажите про покупки?
    Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки,
    Про покупочки мои.

Чтение по рядам по строчкам: 1 ряд выражает своим чтением просьбу, 2 ряд – недоумение, 3 ряд – назидательно, 4 строчку читаем все вместе.

III. Актуализация знаний.

Мы с вами читаем рассказы… Валентины Осеевой.

Какие рассказы мы уже читали на уроках? Вспомните, что в каждом рассказе хотел донести до нас автор?

(Учитель вывешивает карточки с названиями рассказов, которые назовут дети).

Волшебное слово.  О доброте, какие волшебные слова мы должны знать.

Почему. Говори всегда правду.

Что легче.

Синие листья. Не будь жадным.

Три товарища.

Сыновья. Помогай маме.

IV. Целеполагание.

Сегодня на уроке познакомимся еще с одним рассказом В. Осеевой «Хорошее».

– Предположите, о чем пойдет речь?

– В каких рассказах мы уже читали про хорошие поступки?

– Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке?

(Дети: научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ).

Подумаем, как надо вести себя в таких ситуациях?

V. Работа над содержанием рассказа.

  1. Первичное чтение. Комбинированное. Страница учебника 93.
    – О чем это произведение?   Почему оно так называется?  Что хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, желания.)
    – Какие вопросы у вас возникли при чтении?  
  2. Чтение по цепочке.
  3. Работа по содержанию.
    – Кто главный герой в произведении? Какой он? Опишите героя.
    а) Работа в паре по карточке №1.
    Прочитайте вопрос шепотом и найдите ответ.
    – Какое желание появилось у Юрика однажды?
    – О чем он мечтал? Выбери подходящие строки и прочитай их выразительно.
    б) Какое желание появилось у Юрика однажды? О каких делах он мечтал?  
    – Прочитайте, о чем он мечтал?
    – Как надо прочитать, чтобы показать, что мальчик действительно мечтал?
    -Мысли у Юры были хорошие, а как он на самом деле поступал?   
    – В чем это проявлялось? Сравните мечты мальчика и его поступки.
    – Почему мальчик не осуществил своей мечты?
    – Как вы думаете, мог ли мальчик сделать что– нибудь хорошее людям, которые его окружали?
    – Что бы вы посоветовали Юре, если бы он был вашим другом или учился с вами в одном классе?
    Страница 95. Прочитайте пословицу. Работа над пословицей. (В ней отражена главная мысль).
  4. Чтение по ролям.
    – Сколько действующих лиц и кто. Есть слова «Юра думает» - кто их будет читать?
    – А как мысли Юры надо читать? (с мечтой)
    – А слова, обращенные к няне, сестре, собаке? (грубо, сердито).
    – А есть ли слова у Трезорки? ( да, то что он думает, как будто хочет сказать).

Дети читают текст по ролям и рассматривают иллюстрацию в учебнике. Работают в паре.

– Кого вы видите на иллюстрации. Найдите и зачитайте строки, которые соответствуют картинке.

VI. Вторичное закрепление.

  1. На сколько частей вы бы разделили этот рассказ? Почему?

У меня на доске цитатный план. Обсудите в паре, правильно ли я его написала, если надо измените №.

1 «Вот если бы на няню…»

 

3

2 «Вот если бы Трезорка…»

 

4

3 «Что, если б моя сестренка…»

 

2

4 Захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

 

1

2. Пересказ произведения одним учеником.

– Есть ли замечания или дополнения?

Вывод: Как называется рассказ, который мы прочитали? Почему он так называется? Какое настроение он вызвал у вас? Над какой проблемой заставляет нас задуматься автор? Обращаемся снова к пословице в учебнике.   Какое желание у вас возникло после чтения?

3. Работа в группе.

Детям даются карточки, и они выбирают пословицы к рассказу, объясняют их.

Добрый человек учит добру.

Друг познается в беде.

Горькая правда лучше доброй лжи.

Красив тот, кто красиво поступает.

Остер на язык, да к делу не привык.

4. Проведение теста.

Проверка детей, как они поняли и внимательно читали текст.

1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
в) Мама сказала.

2. Сестренка звала Юру
а) играть;
б) обедать;
в) гулять.

3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
б) убрать посуду;
в) убрать игрушки.

4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
а) попить;
б) поесть;
в) поспать.

5. Что хорошее в рассказе
а) хорошие мысли;
б) поступки мальчика.

Проверка: 1б,2в, 3б, 4а,5а.  Ответы выписаны на доске. Взаимопроверка и дети ставят оценки друг другу.

5. Знакомство с рассказом « Просто старушка».  (Приложение №1)

Чтение рассказа хорошо читающим ребенком.