Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели:

  1. показать сословный характер быта российского общества, определить общие и отличительные черты в повседневной жизни людей разных сословий.
  2. формировать умение сравнивать, систематизировать информацию.

В качестве источника информации на уроке используется учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России конец ΧVΙ – ΧVΙΙ век. К данному уроку учащиеся повторяют, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века. Урок проводится в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Вызов.

Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, современные люди живут одинаково, или в их жизни есть различия?

Учащиеся отвечают: Жизнь современных людей может быть разной.

Учитель задаёт следующий вопрос: Почему люди живут по-разному, с чем связаны различия в жизни людей?

Учащиеся отвечают: зависит от того, у кого, сколько денег; где живут (в городе или деревне); где и кем работают; …

Учитель: таким образом, мы видим много причин для различий, но когда-то важнейшей причиной было то, что люди принадлежали к разным сословиям. Давайте вспомним, что такое сословия и какие сословия были в России ΧVΙΙ века?

После ответов учащихся учитель предлагает выяснить, насколько значимы были эти различия и было ли что-то общее в жизни людей разных сословий.

Содержание.

Для решения задачи учитель предлагает работу со сводной таблицей. Учитель на доске, а ребята в тетради чертят таблицу и записывают названия колонок. В качестве названий колонок учитель предлагает взять названия сословий, добавив к ним царя и его семью, центральная колонка называется «Линии сравнения».

Царь и его семья Бояре и дворяне Линии сравнения Посадский люд Крестьяне
         

После подготовки таблицы учитель предлагает подумать над линиями сравнения, т.е., что можно сравнить у разных сословий. Предложения учащихся учитель записывает на доске в центральную колонку таблицы. Когда прозвучат все предложения, линии сравнения обсуждаются, чтобы выявить наиболее значимые, при необходимости учитель может добавить недостающие.

Класс делится на 4 группы: 1) царская семья – стр.85 – 86, 92, 2) бояре и дворяне – стр.86 – 88, 91, 3) посадский люд – стр.88, 91 - 92, 4) крестьянство стр.88 – 90. Каждая группа работает со своим текстом (это не только текст параграфа, но и документы в конце параграфа) – читает и находит информацию для своей колонки в таблице. После завершения работы каждая группа называет найденную информацию и по ходу выступлений заполняется сводная таблица.

Сводная таблица.

Царь и его семья Бояре и дворяне Линии сравнения Посадский люд Крестьяне
Из дорогих тканей, украшена драгоценностями Традиционная, из восточных и европейских тканей. Много одежды Одежда Из дешёвых привозных тканей. Мало одежды Домотканая, из шкур домашних и диких животных
Несколько тысяч человек, более 500 блюд. Традиционная, восточные продукты, колбаса Еда Традиционная Основа – зерновые культуры, много овощей, по праздникам рыба и мясо, ягоды, фрукты
Дворцы каменные с росписями, утеплением, отделкой, слюдяные или стеклянные окна. Комплекс деревянных строений, разноцветных, окна слюдяные или рыбьи. Жилище Несколько различных строени Изба по-чёрному, окна рыбьи или холстяные
Иностранные картины, гравюры, зеркала, часы, ковры. Традиционная мебель, иностранные ковры, зеркала, часы, картины, карты Убранство дома Традиционная мебель, украшенные иконы Простая мебель
Ловчая и соколиная охота, придворный театр, игра в шахматы Пиры, охота, кулачные бои Развлечения    
Золотая и серебряная, стеклянная Золотая и серебряная, стеклянная Посуда Деревянная и глиняная Деревянная и глиняная

После заполнения таблицы учитель предлагает определить – есть ли общие черты в повседневной жизни у сословий. Учащиеся по таблице определяют, что общих для всех сословий черт нет, но немного похожа жизнь царя, дворян и бояр, а также схожи в повседневной жизни посадский люд и крестьяне.

Учитель задаёт следующий вопрос: « Что можно сказать о сословиях, учитывая их различия в повседневной жизни?» учащиеся могут предположить, что: 1) по различиям можно определить сословие, 2) по различиям можно определить, кто живёт лучше, а кто хуже и составить рейтинг уровня жизни каждого сословия.

Следующий вопрос: «В повседневной жизни какого сословия есть черты, схожие с жизнью современных людей?» Просмотрев таблицу, учащиеся решают, что у современных людей много общего с жизнью дворян и бояр: каменные дома, едят колбасу…

Рефлексия.

Учитель предлагает дописать предложения (одно или несколько – по желанию учащихся:

  1. Оказывается в ΧVΙΙ веке …
  2. Я понял, что …
  3. Современные люди …
  4. Несмотря на то, что прошло столько лет …
  5. Я думаю, что различия между сословиями …

Домашнее задание: в.4 на стр. 90.