Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Дидактические игры на уроках по развитию речи для детей подготовительного класса школ VIII вида

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игра – это ещё и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей и взрослых.

Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Таким образом, в подборке дидактического материала представлены игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игры способствуют созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В подборке дидактического материала для учащихся Специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ   VIII вида предлагается система игр коррекционной работы по развитию устной речи.

Своевременно начатые игры позволят устранить отставание в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость.

В подборке дидактического материала изложена методика организации игры в обучении и воспитании. Это игры  на развитие мышления, речи, памяти, внимания и мелкой моторики для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных  школ  VIII вида.

В приложении представлены игры в помощь  педагогу, которые можно использовать как в учебной, так и в воспитательной работе, дефектологу, психологу.

В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентации:

  •  обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;
  •  развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

  •  развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
  •  развитие воображения как основы творческой деятельности;
  •  развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  •  формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  •  развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
  • организация коллективных и индивидуальных игр, в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.

Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции: обучающие, воспитывающие, но особо следует отметить её диагностическую роль. Игры ребёнка – важный показатель общего развития. Педагогу важно знать, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра – это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь – это игра, а где игра – другая жизнь.

В подборке дидактического материала предлагаются загадки. Воспитательные и образовательные возможности, которых  многообразны. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Успехов вам, дорогие коллеги!

Тема:  «Я и моя семья»

Игра «Семья»

Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Демонстрационный  материал: Картинки с изображением детей (папа, мама, бабушка, дедушка, девочка, мальчик). Фотографии членов семьи.

Ход игры

- Что может делать папа?

- Что может делать мама?

- Что может делать сын?

- Чем может заниматься бабушка?

- Чем может заниматься дедушка?

При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

Игра «Моя семья»

Цели: Формировать представления  детей о составе семьи. Учить подражать движениям взрослого. Развивать внимание, воображение и моторику пальцев  рук.

Демонстрационный материал: Рисунки с изображением семьи (мама, папа и т. д.).

Ход игры

Сначала эту игру проводят индивидуально, загибая пальцы на руке ребёнка, по ходу чтения стихотворения. После того как ученики запомнят движения, проведите игру с группой детей.

Этот пальчик – дедушка!
Этот пальчик Бабушка!
Этот пальчик папочка!
Этот пальчик Мамочка!
Этот пальчик я!
Вот и вся моя семья!

Повторите игру, предложив ученикам загнуть пальчики на другой руке. Так же можно и по очереди загибать пальцы на руках друг у друга.

Игра «Мы очень любим»

Цель: Формировать  доброжелательности, любовь к родным и близким.

Ход игры

«Давайте выберем водящего. Представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка. Словом,  те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам  по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя.

Тема:  «Мой  дом»

Игра: «Дом, улица, город» (экскурсия)

Цель: Работать над укреплением и усвоением знаний, умений, навыков при помощи, произвольного  запоминании улиц города на которой живете (домашнего адреса, количества этажей, где живет ребёнок; этажа на котором находится квартира).

Ход игры

На экскурсии обратить внимание детей на различные строения дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить понятия «улица», рассказать, что каждая улица имеет название, а каждый дом – номер. Повторить с детьми их домашний адрес.

Игра: «Заборчик»

Цели: Повторять и закреплять понятия «Дом». Способствовать развитию внимательности и наблюдательности.

Демонстрационный материал: Счетные палочки (плоские), листы картона с изображением домиков.

Ход игры

Покажите ученикам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. Папа строит забор вокруг дома». Давайте поможем папе достроить забор вокруг дома.

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите ученикам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

Игра: «Дом»

Цели: Работать над усвоением знаний понятия «Дом».  Называть, из каких частей состоит дом (крыша, окно, дверь, крыльцо и т. д.). Способствовать развитию мышления, воображения. Развивать у детей  мелкую моторику пальцев  рук.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением домов, и из каких частей состоит дом.

Ход игры

Мы построим новый дом!
Дружно в доме заживем.
В нашем домике окошко.
Загляни туда, Антошка!

Создать угол «крышу  пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии – получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу.

Тема: «Школа»

Экскурсия по школе

Игра «Мяч»

Цели: Формировать знания детей о школе. Работать  над последовательностью запоминания имен одноклассников. Развивать у детей внимание и память. 

Ход игры

 «Внимание! В этой игре с помощью мяча,  мы попробуем познакомиться. Встаньте все         в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, начиная от того, у кого мяч, передовая его, назовите четко и громко своё имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих ребят  в круге,  и называть при этом имя того, кому адресован мяч.

Игра «Собери портфель»

Цели: Формировать знания детей о школе, закреплять названия и назначение учебных принадлежностей; развивать словарь.

Демонстрационный материал: портфель, школьные принадлежности (книга, карандаш, линейка, тетрадь, ластик).

Ход  игры

Ученики отгадывают загадки и кладут в портфель  предметы.

Новый дом несу в руке, дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно важные (портфель).

В чёрном поле заяц белый, прыгал, бегал, петли делал.
След за ним  был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик)

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно… (карандаш).

Языка нет, а рассказывает (книга).

То я в клетку, то в линейку – написать по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Называюсь я… (тетрадь).

Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
И прямую без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка друзья,  кто же я? (Линейка).

Тема:  «Класс»

Пословицы и поговорки:

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Учи других и сам поймёшь.

Не выучит школа, выучит охота.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Загадки:

Умный  Ивашка,  всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет – Каждый след его поймёт (карандаш).

Белый зайчик прыгает по чёрному полю (мел).

Грамоты не знаю, а весь век пишу (ручка).

Чёрные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает (буквы).

Игра: «Кто это?»

Цель: Развитие слухового восприятия.

Ход игры

Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.

Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай! (имя водящего)
Сел петух на забор, закричал на весь двор.
Кто петух у нас, узнай! «Кукареку!»
К нам кукушка в огород залетела и поёт.
А ты, (Витя), не зевай, кто кукукает, отгадай! «Ку-ку! Ку-ку!»
Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара, закричала: «Ква-ква-ква!»
Мы по кругу идём, мы лисичку зовем.
Пусть глаза не открывает, нас по голосу узнает.
Кто позвал тебя, узнай:
«Лисичка, кто я?»

Тема: «Школьное  знакомство»

Игра «Поём имя»

Цели: Формировать представления у детей личности человека. Уметь узнавать одноклассников по имени. Развивать внимание и память.

Ход игры

«