Поддержка и развитие традиций детского и семейного чтения, формирование читателя и продвижение книги

Разделы: Организация школьной библиотеки


 «Библиотеки важнее всего в культуре».
Д. С. Лихачёв

Цель работы школьной библиотеки – развитие читательской культуры, академической и функциональной грамотности на основе информационных умений и навыков, отталкиваясь от базового уровня информационной культуры.

Основные задачи работы библиотеки:

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива.
  • Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование библиотечных технологий.
  • Дальнейшее комплектование фонда аудио-, видеоматериалов, формирование медиатеки.
  • Участие библиотеки в выполнении школьного плана работы по следующим направлениям:
    - создание оптимальных условий для перехода на непрерывное обучение (дошкольное, школьное, профессиональное);
    - реализация  содержания, форм и методов обучения учащихся на основе принципов вариативности и индивидуализма;
    - освоение педагогическими работниками и учащимися информационно - коммуникационных технологий.
  • Воспитание разносторонней, духовно развитой личности, обогащенной знаниями о русской культуре и ее традициях, на основе лучших книг русских классиков и использование достижении  современных информационных технологий.
  • Развитие семейного чтения. Деятельность родительского библиотечного актива - семейная форма проведения досуга.

Состоится ли ученик как гражданин, как «человек читающий», во многом зависит от библиотекаря, мы прилагаем все усилия, умения, чтобы достичь этого.

«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» - эти слова В. Сухомлинского стали для нас определяющими.

В библиотеке дифференцированный подход к каждому читателю. Библиотекарь помогает в формировании направленности  разных читательских интересов:

  • учебная (в помощь школьной программе, «деловое чтение» учебной литературы);
  • художественная  (чтение художественной литературы по «программе» и «досуговое»);
  • профессиональное ( чтение учителей в помощь самообразованию, учебе, подготовке к урокам, (методика), чтение литературы для проведения классных часов).

Школьная библиотека обслуживает всех членов школьного сообщества: учащихся, учителей, родителей, выпускников. Для работы со всеми этими группами требуются особые навыки общения и взаимодействия.

Основные направления деятельности школьной библиотеки

Приложение 1.

Структурные связи школьной библиотеки.

Приложение 2.

Администрация и пед. коллектив.

  • Планирование (в вариативной части учебного плана отводятся часы для факультатива «Информационно-библиографическая грамотность»).
  • Совместная работа с МО.
  • Методический совет школы.

Родители.

Выступления на родительских собраниях.

  • Консультации.
  • Тематические выставки.
  • Перспектива – создание родительского библиотечного актива.

Музей школы.

  • Традиционные формы работы.
  • Генеалогия – одно из интересных и перспективных направлений деятельности уч-ся, связанных с библиотекой, музеем и семьей.

Педагогический  класс.

  • Традиционно, на зимние каникулы, уч-ся пед. классов на базе школьной библиотеки проводят праздник «Веселое Рождество».
  • При планировании своей работы куратор пед.кл. выделил блок уроков посвященных развитию семейного чтения. В разработке их принимала активное участие и зав. библиотекой.

Психологическая служба школы.

Тесты для детей и родителей.

  • «Знаете ли вы своего ребенка?» (Тест для родителей младших школьников.)
  • «Ваш ребенок в зеркале чтения». (Для родителей 5-8 классов.)
  • «Какой я читатель?» (Для подростков 12-13 лет.)
  • «Умеешь ли ты читать художественную литературу?» (Тест для старшеклассников.)

Библиотечный актив.

  • «Книжкина больница»
  • Рейды по сохранности школьных учебников.
  • Проведение викторин, литературных конкурсов для младших школьников.

Межбиблиотечная связь.

  • Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского.
  • Библиотека Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества.
  • Центральная Городская Детская Библиотеке им. А.П.Гайдара.
  • Библиотека №193 им. А.А.Ахматовой
  • Библиотека № 202 им. Ю.А.Гагарина
  • Муниципальная библиотека «Внуково»

Совместная работа с ОМЦ

  • Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год с учетом главной темы года и знаменательных дат.
  • Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д.
  • Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП.
  • Посещение и организация семинаров.

Творческая деятельность учащихся.

В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество – старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху «нечтения».

Эта книга была подарена нашей школьной библиотеке жительницей аэропорта «Внуково», заслуженной учительницей, Лахтиной Л.В.

Познакомившись на библиотечных уроках с этой книгой был написан проект: Сидоркина А., Фаталиева В. – «И.Д.Сытин: книгоиздатель, меценат, просветитель?». Девочки были награждены почетной грамотой по итогам окружного конкурса проектных работ «Эврика» секция «Библиофил», а также были награждены по итогам городского конкурса по мировой  художественной культуре «Культура 21 века: между прошлым и будущим» Эта работа была представлена на окружном семинаре в рамках повышения квалификации библиотекарей, методистов, учителей литературы РФ.

Проект «Кукла: игрушка, образ, аллегория, произведение искусства, литературный герой»

Цель исследования: исследовать процесс возникновения и развития куклы методом анализа первоисточников и непосредственно через творчество.

Задачи исследования:

  • Формирование интереса учащихся к традициям русской культуры, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории.   
  • Сформировать творческое отношение детей к изучению исторического наследия родного края через привитие навыков грамотной работы с художественной литературой.
  • Связать содержательный компонент проекта со школьными предметами (литературой, историей, МХК).

В проекте были представлены более 20 творческих работ авторов.

Проект: «Первый Московский, шестой Всемирный…»

Цель исследования: перебросить мост между теми днями и нынешними, понять, что роднит и сближает поколения. А это весьма важно для нормальной жизни любого государства, взаимоотношений отцов и детей, особенно актуально сегодня: ведь 2008 год объявлен Годом семьи.

Анализируя развитие литературы в тот период, автор проекта обратил особо внимание на высказывание И.Эренбурга:

«Мы потрясли мир, скорее всего, не нашими писателями, а нашими читателями. Мы создали базу всеобщей культуры»

Работая с архивными документами, учащиеся выяснили отношение к фестивалю ведущих писателей нашей страны.

Выводы: в своей работе автор хотела осуществить «взгляд из 2007 года на Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года» с целью: донести до сегодняшней молодёжи те высокие нравственные идеалы, которые способствовали консолидации здоровых сил молодежи в послевоенном мире на разных континентах земного шара, призывая молодых жить в мире и дружбе, несмотря не расовую и национальную принадлежность. И это особенно важно для сегодняшнего дня. Проанализировать значение фестиваля для нашей страны, особенно в области культуры, ведь он заставил по – иному взглянуть на нас не только зарубежных гостей, но и нас самих. Проникнуться уважением и гордостью к тому, что умеем и можем, чего достигли всего–то за двенадцать лет после окончания Великой Отечественной…»

Творчество К.И.Чуковского

Данная работа – это путешествие в дом-музей К.И.Чуковского и творческая попытка проиллюстрировать сказку «Муха-Цокотуха» в абстрактной манере исполнения, используя стилизованное изображение.

Литературный конкурс городской Недели детской книги.

На протяжении 20 лет учащиеся школы участвуют в этом конкурсе, традиционно занимая призовые места, Ребята не только показывают свои знания по литературе, но и получают много дополнительной информации. Встречаются с детскими писателями, принимают участие в международном конкурсе на лучшую страницу в «Книгу Мира». Помощь в организации этого конкурса Родительского актива особенно действенна.

Лучший читатель книги. (Лучик)

Центром развития русского языка в рамках проекта – Фестиваль школьных библиотек «БиблиОбраз» – был организован конкурс на лучшего читателя школьной библиотеки «Лучик».

Привлечь родителей к созданию данной работы было для меня очень актуально, и мы справились с этой задачей успешно.

Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать,  как оценить?

В  условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. И не обойтись без них сегодня никому: ни ученому, ни преподавателю, ни студенту, ни учащемуся.

Перефразируя слова академика СИ. Вавилова «....современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка». Следовательно, возникает потребность в специальных посредниках между документами и потребителями. И в качестве таких посредников выступают библиотеки.

На базе школьной библиотеки был разработан тематический план по информационной грамотности.

Тематический план
работы кружка «Информина» (развитие ИГ у  уч-ся  5-7 кл.)
(1 раз в неделю по 1,5 ч.; 51 час в год)

                     

№ пп

Наименование тем

Всего часов

1

Введение. Информационная культура школьника.

1,5

2

Тема 1. Понятие "информация". Информационное общество. Информационные ресурсы.

1,5

3

Тема 2. Типы и виды документов, используемых в учебном процессе

1,5

4

Тема 4. Библиотека как центр информационного обеспечения учебной деятельности (абонемент, читальный зал, отдел хранилищ, медиатека)

Выбор книг в библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки.

Практикум. Подготовить викторину «Информина» для нач.школы

4,5

5

Тема 5. Информационные ресурсы школьной библиотеки.

Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки)

Библиографическое описание документа.

Практическое занятие. «Объясни этот набор слов»

Экскурсия в районную библиотеку.

4,5

6

Тема 6.Методы работы с книгой.

Структура книги как инструмент информационной деятельности. Обложка (переплет), титульный лист. Корешок, предисловие и послесловие, оглавление (содержание), аннотация.

Художественное оформление книги. Иллюстрации. Роль иллюстрации в восприятии текста.

Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями для школьников.

Понятие о периодической печати.

Практическое занятие по поиску информации «Восстанови логическую цепочку».

6

7

Тема 7. Система обслуживания в библиотеках на основе новых информационных технологий.

Современные носители информации. Возникновение нетрадиционных носителей информации. Информация на пластинках, аудиокассетах, видеокассетах. Роль компьютера в хранении и распространении информации.

Практическое занятие по поиску информации «Правда ли это?».

4,5

8

Тема 8. Работа с информационными ресурсами.

Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий, типы литературы, типы справочных изданий. Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Методы работы с информацией. Способы чтения. Научно-справочный аппарат книги. Оценка информационных ресурсов. Анализ текста.

Практическое занятие «Найди ошибку»

4,5

9

Тема 9. Поиск информации.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Виды каталогов. Алфавитно-предметный указатель. Систематическая картотека. Предметные картотеки. Информационно-поисковые системы. Методика составления ключевых слов.

4,5

10

Тема 10. Поиск информации в библиотеках. Структура библиотечных фондов. Принципы расстановки литературы в фонде. Полочные разделители. Электронные библиотеки. Особенности систематизации информации в электронных библиотеках. Поисковый запрос. Ключевое слово.

Практическое занятие «Использование 1С: Школа для подготовки д.з.»

6

11

Тема 11. Выполнение мини-проектов; оформление мини- проекта в целом, списка использованной литературы и библиографических ссылок

12

Итого

51

Несколько слов об этом направлении работы. Уроки строятся таким образом, чтобы они были интересны, эмоциональны, доступны по содержанию, и предлагают активное участие школьников. В связи с этим большая часть занятий предусматривает практические задания, на которых можно проверить освоение пройденного материала.

Для проведения занятий используются как традиционные формы (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), так и игровые, соревновательные. Последние очень нравятся ребятам младшего и среднего возраста. В конце учебного года проводится итоговое занятие.

Ребенок, придя в библиотеку, трудно ориентируется в книжном море. Поэтому для самых маленьких читателей в библиотеке оформлен детский информационный уголок: «Здравствуй, книга!», где размещены тематические полки: «О братьях наших меньших», «Книги о твоих ровесниках», «Стихи о природе», «Из истории нашей Родины».

Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы. К услугам читателя предложены тематические картотеки: «Книги обо всем на свете», «Школьнику о вредных привычках», «Люблю тебя, мой край родной». «Экология - зона тревоги». Большим спросом пользуются тематические папки: «Поэты серебряного века», «В помощь классному руководителю», «Они должны жить», «Великой победе посвящается».

Услугами библиотеки пользуются не только учащиеся, но и конечно же учителя — предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой «Для Вас педагоги» - где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная - подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин. Традиционно в нашей школе проходят предметные недели, и библиотека принимает активное участие в этих мероприятиях: например, к «Неделе английского языка» - представлена книжная выставка и ее обзор «Английские писатели нашего детства». К «Неделе математики» - обзор литературы «Занимательная математика» и книжная выставка «Математика – царица всех наук»

Библиотека в современной школе должна быть информационным и культурным центром  для уч-ся, родителей и учителей. В ШБ должны быть: программно-методическое обеспечение УВП, медиатека, АРМ библиотекаря, доступ к Интернету. И только тогда всем вместе можно  возродить читающую нацию, вырастить образованных граждан,  воспитать поколение доброй воли, добра и разума.