Социализация детей раннего и дошкольного возраста с нарушением зрения посредством проектирования деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


В жизни хочется место свое мне, неизменное место найти
И желанье бороться, работать, так, чтоб с нас ручьями пот стекал,
Чтоб в завтрашнем строе творцов ты гражданином достойным бы стал…

(Б.Мацявичус)

Содержание проекта

Проблемы, решению которых будет способствовать проект:

  1. недостаточная подготовка интеграции в общество сверстников, недостаточная сформированность социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение по причине состояния здоровья, недостаточность общения;
  2. повышение образовательного уровня детей с патологией зрения;
  3. появление вторичных отклонений детей раннего возраста ввиду позднего начала педагогического сопровождения;
  4. неумение родителей организовать и развивать игровую деятельность ребенка;
  5. недостаточность, а зачастую отсутствие специальных знаний и умений у родителей по воспитанию ребенка с патологией зрения;

Цели проекта:

  1. создание условий для реабилитационной, социально – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, направленной на успешную адаптацию в социуме;
  2. психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в возрасте от 6 месяцев до 7 лет;

Задачи, решаемые в результате внедрения проекта:

  1. психопрофилактика, психотерапия и психокоррекция средствами игры;
  2. обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
  3. психопрофилактическая и психокоррекционная работа с семьей;
  4. помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;
  5. подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка;
  6. психолого-педагогическое обследование детей от 6 месяцев до 7 лет с нарушениями зрения при наличии согласия родителей (законных представителей).

Результаты от внедрения

Основные:

  • на локальном уровне - создание инновационной структуры работы с родителями и детьми с нарушением зрения, не посещающими дошкольное образовательное учреждение в целях интеграции их в общество сверстников; расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске;
  • преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством педагогического просвещения родителей;
  • развитие игрового взаимодействия родителей с детьми
  • сформированность предпосылок учебной деятельности детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений.

Сопутствующие:

  • расширение информационно-методического банка МС(К)ОУ и направлений взаимодействия;
  • развитие системы используемых материальных и моральных стимулов для мотивации педагогического коллектива;
  • модернизация нормативно-правовой базы (локальных актов) по инновационной деятельности;
  • пополнение “банка” игровой продукции в МС(К)ОУ.

Формы представления результатов:

  1. Интернет-сайт (страница) в городском образовательном портале
  2. Материалы выступлений на городских совещаниях, научно-практических конференциях (статьи в научно-практических журналах и соответствующих сборниках тезисов, публикации на сайте газеты “Дошкольное образование” -Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”
  3. Компьютерная презентация по теме проекта

Критерии оценки ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты

Критерии

Средства оценивания

Расширение воспитательного потенциала МС(К)ОУ в городе Ноябрьске; создание системы обеспечения интеграции детей с патологией зрения в общество сверстников;

Системность информационных и методических материалов, обеспечивающих апробацию и внедрение работы в лекотеке с детьми с патологией зрения

Информационно-методический банк

Преодоление недостаточности общения детей с нарушением зрения, не посещающими образовательные учреждения по состоянию здоровья; повышение уровня социальной адаптации, коммуникативности и коммуникабельности детей с нарушением зрения посредством пед. просвещения родителей;

Доступность, охват детей работой, качество предоставляемых услуг.

Уровень коммуникативности и коммуникабельности детей

Статистические данные, отчет о работе. Анкетирование, опрос, интервьюирование.

Пед. диагностика

Развитие игрового взаимодействия родителей с детьми

Уровень развития игровой деятельности

Данные пед.диагностики

Сформированность предпосылок учебной деятельности детей

Уровень школьной готовности

Пед.диагностика

Гармонизация детско-родительских отношений

Уровень взаимодействия “ребенок-родитель”

Рисуночный тест “Семья”

Прогноз возможных негативных последствий и способов их устранения

Негативные последствия

Способы устранения

1. Неприятие вводимой формы работы с неорганизованными детьми специалистами МС(К)ОУ в силу отсутствия мотивации

Формирование мотивации через первоочередное создание соответствующей системы ценностей. Внедрение новшеств с опорой на базовые ценности и традиции МС(К)ОУ

2. Неинформированность родителей детей, нуждающихся в посещении лекотеки, небольшое количество посещающих детей

Сбор данных о семьях, воспитывающих детей с нарушением зрения, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оповещение общественности через местные средства массовой информации. Выпуск информационного буклета.

Обоснование актуальности.

В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является “взаимодействие педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.

В связи с этим возникает проблема обеспечения информированности родителей и педагогов о содержании, методах, приемах воспитательной деятельности друг друга, повышения педагогической культуры обеих сторон.

Особенно актуальна проблема взаимодействия детского сада и семьи в том случае, если дети имеют какие-либо отклонения в развитии. Тогда детский сад, помимо обычных для дошкольного учреждения задач, решает задачи коррекции, развития у детей процессов компенсации, реабилитации и абилитации воспитанников. Теснейшее взаимодействие детского сада и семьи в этом случае важно не только потому, что детей с проблемами в развитии сложнее воспитывать и обучать, но и потому, что позиция их родителей очень уязвима. Например, они часто испытывают чувство вины перед ребенком и друг перед другом, бывают растеряны, не видят будущего для своих детей, а нередко и стесняются их недуга.

Общественная значимость создания лекотеки для детей с нарушением зрения дошкольного возраста в городе заключается в том, что в данное время отсутствует структура работы специалистов с данным контингентом детей.

В настоящее время в городе имеется (по данным детской городской поликлиники на 01.09.2007г) выявленных детей с нарушениями зрения (6 детей дошкольного возраста и 1 слепорожденный ребенок раннего дошкольного возраста). Опыт показал, что реальные данные нуждающихся детей могут быть выше, так как некоторые дети не находятся на учете в детской поликлинике, ввиду того, что родители не видят необходимости постановки на учет.

Опыт создания лекотек имеется в г.Москве, Санкт-Петербурге, Звенигороде.

Проектирование деятельности педагогов в лекотеке опирается на ведущие педагогические концепции:

  • Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин);
  • Теория проблемного обучения (М.Махмутов, И.Я.Лернер);
  • Теория развития познавательного интереса (Г.И.Щукина),
  • Теория индивидуализации обучения (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский);
  • Теория личностно-ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, Г.А.Берулава, Э.Ф.Зеер, И.С.Якиманская)

Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего и дошкольного возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Игра - основной метод лекотеки.

При организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения, актуальными являются следующие принципы:

- Доверительность отношений - обеспечение уверенности родителей в профессиональной компетентности, тактичности, доброжелательности педагогов, в их умении помочь решить проблемы, связанные с развитием ребенка, проблемы семейного воспитания.

- Личностная заинтересованность родителей, которые должны понять смысл своего педагогического просвещения;

- Подход к родителям как к равноправным партнерам взаимодействия;

- Утверждение их самоценности:

1) проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности, права на ошибки; 2) отказ от судейской позиции, оказание поддержки; 3) создание условий для максимального проявления положительных качеств родителей;

- стимуляция и поддержка игровой деятельности детей дошкольного возраста;

- недирективность в игровом сопровождении ребенка”;

- уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку;

- адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка;

- оптимальная организация игровой среды

Новизна проекта:

  • Использование лекотеки, как средства социализации детей с функциональными и глубокими нарушениями зрения;
  • Переход от традиционного (словесного) взаимодействия педагогов с родителями к деятельностному (практическому), когда прекращается декларативность утверждений и имеется возможность применения на практике полученной от специалистов информации
  • Сохранение положительного опыта;
  • Новизна проекта заключается в процедуре деятельности

Продолжительность внедрения проекта: один учебный год

Продолжительность реализации проекта: пять учебных лет

Территория, на которой будет осуществляться проект: коррекционный зал МС(К)ОУ

Целевые группы проекта:

В реализации проекта участвуют специалисты, находящиеся в штате МС(К)ОУ:

1) Учителя-тифлопедагоги. Основание включения: необходимость оказания квалифицированной тифлопедагогической помощи детям с нарушением зрения, наличие у педагога специального дефектологического образования

2) Учитель-дефектолог. Основание включения: присутствие детей со сложным дефектом, наличие у педагога специального дефектологического образования

3) Учитель-логопед. Основание включения: присутствие детей с нарушениями речи, наличие у педагога специального дефектологического образования

4) При необходимости привлекается инструктор ФИЗО. Основание включения: необходимость развития основных движений у детей, организации спортивного досуга, развлечения; наличие у педагога квалификации “педагог-дефектолог”

5) При необходимости привлекается музыкальный руководитель. Основание включения: необходимость развития музыкально-ритмических движений; наличие у педагога квалификации “музыкальный руководитель”.

Формы и методы деятельности по проекту:

1) Основными видами работы с ребенком и семьей являются индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг и др.

2) Содержание и методы деятельности лекотеки определяются индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей

воспитанников: программа коррекции и развития коммуникативных умений (вербальных и невербальных средств общения); программа коррекции и развития практических умений и социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей; программа коррекции и развития восприятия; программа коррекции и формирования навыков пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей; программа коррекции и развития речи; программа развития остаточного зрения; коррекционно-психологическая программа (разрабатывается психологом), направлена на поддержку детей, имеющих проблемы психики; педагогическая программа эмоционально-волевого восприятия детей с нарушением зрения; программа подготовки ребенка к письму и чтению, плоскопечатным или рельефно-точечным шрифтом (развитие осязания, тактильной чувствительности, ориентация на листе бумаги); программа предупреждения трудностей письма и чтения, возникающих на фоне аномального развития.

Объем финансирования:

Оплата работы специалистов (учителей-тифлопедагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда) производится из средств надтарифного фонда (“надбавка за сложность, напряженность и высокое качество работы”) в пределах - до 15%.

При спонсорской поддержке возможно приобретение игровой продукции (на сумму 13 076 руб) и программы индивидуального сопровождения Лонгитюд Б. на сумму 20 000 рублей, приобретение игрового комплекса БОС “Здоровье” (для дошкольных учреждений на сумму 209 957). Итого: 243 033

Развитие материально-технической базы лекотеки МС(К)ОУ

Наименование

Сумма

Игровая продукция (диски, книги, аудиокассеты)

13 076

Программа индивидуального сопровождения ребенка “Лонгитюд Б”

20 000

Приобретение игрового комплекса БОС “Здоровье” (для дошкольных учреждений”

209 957

Итого: 243 033

Этапы реализации проекта:

  1. Оснащение лекотеки необходимым игровым и коррекционным оборудованием. Составление картотеки игр. Утверждение нормативно-правовой документации лекотеки
  2. Распределение состава детей по группам занятий. Составление расписания занятий.
  3. Проведение психолого-педагогического обследования детей.
  4. Организация системы проведения консультаций для родителей детей с нарушением зрения на базе лекотеки.
  5. Создание web-сайта лекотеки “Солнышко”

В рамках данного проекта планируется:

  1. Создание на базе МС(К)ОУ двух консультационных пунктов: для детей с функциональными нарушениями зрения “Солнышко”, для детей с глубокими нарушениями “Лучик”.
  2. Подготовка специалистов- консультантов для работы с неорганизованными детьми.
  3. Создание группы психолого-педагогической экспертизы игровой продукции коррекционной направленности для детей
  4. Управление и контроль за реализацией проекта:

    • регулярное рассмотрение результатов работы лекотеки на заседаниях методического объединения тифлопедагогов МС(К)ОУ, заседаниях творческих групп;
    • подготовка ежегодных отчетов по деятельности лекотеки;
    • организация систематического обсуждения с родительской общественностью и профессиональным педагогическим сообществом различных аспектов деятельности лекотеки;
    • разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования работников, привлеченных к работе в лекотеке.

    Перспективы дальнейшего развития проекта:

    Дальнейшая работа будет связана с продолжением реализации работы в лекотеке, необходимой для системы социализации неорганизованных детей с нарушением зрения.

    Эта работа будет включать:

    1. расширение контингента детей с нарушением зрения, посещающих лекотеку (имеющих сложный дефект);
    2. создание неформального клуба общения родителей, посещающих лекотеку;
    3. В перспективе возможно создание центра зрения (на базе МС(К)ОУ), целью которого будет:

      • концентрация тифлопедагогических кадров;
      • накопление, подготовка, копирование и распространение методических материалов по вопросам тифлологии;
      • просвещение общества по вопросам тифлологии;
      • тифлологическая помощь для детей с нарушенным зрением от рождения до 7 лет.
      • Использование игровой оздоровительной технологии “БОС-здоровье”

      Возможности распространения проекта:

      Опыт организации работы лекотеки возможен для распространения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

      Дополнительная информация:

      Условия для реализации проекта в МС(К)ОУ

      МС(К)ОУ начальная школа-детский сад “Ручеек” проводит работу с детьми с нарушением зрения с 1987г. С 1998 года учреждение работает с детьми начальных классов школы (с 1-4 класс). С (К)ОУ реализует Программу 1У вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л.И., рекомендованной Министерством образования РФ.