Внеклассное мероприятие "Ломоносов-художник"

Разделы: Внеклассная работа


Подготовительная работа.

Перед тем как составлять с ребятами кроссворд мы сходили в музей. Там познакомились с творчеством М.В.Ломоносова. Ребята поразились, как один человек мог заниматься физикой, химией, астрономией, металлургией, географией, литературоведеньем. Подводя итоги экскурсии, ребята обратили внимание на то, что раньше о Ломоносове, как художнике они ничего не знали. Данная сфера деятельности нашего великого земляка не так хорошо освещена в литературе и малознакома не только детям, но и взрослым.

Поэтому ключевым словом для составления кроссворда о М.В. Ломоносове выбрали слово «художник».

Для работы над составлением кроссворда была создана инициативная группа, в которую по желанию вошло 10 учеников.

Задания для инициативной группы:
  1. Подбор слов, характеризующих Ломоносова как художника, в которых есть буквы ключевого слова. 
  2. Графическое составление кроссворда. 
  3. Поиск определений слов, составляющих кроссворд (вопросы к кроссворду). 
  4. Изготовление рамки для портрета М.В. Ломоносова. 
Задания для учеников класса:

По итогам культпохода в музей подготовить рисунки, раскрывающие художественную деятельность Ломоносова и иллюстрирующие материал, применяемый Ломоносовым для создания своих картин.

Роль учителя:
  1. Руководство познавательно-поисковой работой инициативной группы. 
  2. Помощь в графическом составлении кроссворда. 
  3. Подготовка игры на основе кроссворда «Ломоносов - художник» 
Проведение внеклассного мероприятия «Ломоносов - ХУДОЖНИК»
Образовательная задача.

Углубить знания о научной и творческой деятельности М.В. Ломоносова, раскрыв его не только как ученого, но и как художника.

Воспитательная задача.

Воспитание чувства гордости за поморов и северный край, подарившего миру великого ученого М.В. Ломоносова. Вызвать ощущения сопричастности к истории родного края. Развитие эстетического вкуса.

Развивающая задача.

Развитие логического и образного мышления. Тренировка умения разгадывания кроссворда, активизация поисково-исследовательской деятельности. 

Оформление доски: 

Портрет Ломоносова перевернут обратной стороной, на которой подобно кусочкам смальты выделено 13 секторов с номерами, каждый из которых соответствует номеру слова из кроссворда. Рядом с номером напечатано задание к отгадываемому слову. 

На втором листе или на доске мелом изображен кроссворд. Ключевое слово выделено. 

Снимать и читать сектора могут сами дети. После отгадывания, слово вписывается в кроссворд, а на доске вывешиваются рисунки учеников, иллюстрирующие отгаданное слово. Учитель дает небольшое пояснение, комментарий к слову (оно приведено в скобках). 

Листочек с заданием, когда оно отгадано, подобно кусочку смальты переворачивается на лицевую сторону и укладывается в рамку будущего портрета великого ученого и художника М.В. Ломоносова. 

Вступительное слово учителя: 

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем земляке - великом ученом М.В. Ломоносове. В каких сферах деятельности прославился М.В. Ломоносов? 

(Ответы детей) 

Учитель комментирует и обобщает: 

А знаете ли вы, что Михаил Васильевич был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами? Последние пятнадцать лет своей короткой и насыщенной жизни Ломоносов посвятил необычной технике живописи - мозаике. Он параллельно вел два вида опытов - химических и физических - над получением цветных стекол. Их было проведено более четырех тысяч. 

Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат»

Сейчас мы все попробуем стать и художниками, и энциклопедистами, как Михаил Васильевич. Нам предстоит отгадать кроссворд и выложить из кусочков смальты настоящую картину. 

Итак, перед вами кроссворд, который составила наша инициативная группа. Задания к кроссворду вы найдете на разноцветных секторах с номерами этого мозаичного полотна, с пока еще непонятным рисунком. 

Если мы правильно разгадаем кроссворд, разноцветные кусочки из этого квадрата переместятся в эту прекрасную рамку и создадут картину. Какую? Это тоже предстоит вам узнать. 

Кто желает выбрать сектор с первым заданием к кроссворду? 

Задания к кроссворду. 

По горизонтали: 

1. Назовите Родину Ломоносова.

Холмогоры. (Комментарий учителя - Находится в 75 км от Архангельска.)

 

5. Учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы.

Лаборатория. (Ломоносов добился постройки химической лаборатории в конце 1748г.) 

7. Промышленное предприятие с машинным способом производства.

Фабрика. (Ломоносов просил выделить ему в Копорском уезде участок, где есть глина, песок и дрова. Просьба удовлетворена 15 марта 1753г. Была подписана дарственная грамота на владение Усть - Рудницей.) 

8. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, керамической плитки, смальт, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись. 

9. Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым.

Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка - размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.) 

 

10. Самая большая картина фабрики Ломоносова. 

«Полтавская баталия»

В каком месте происходили события, изображенные на этой картине? 

Полтава. (Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.) 

 

11. Самый любимый герой Ломоносова. 

Петр. (Эта работа хранится в Эрмитаже.)

12. Как называется учреждение культуры, в котором хранятся работы Ломоносова? 

Музей. (Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в С-Пб, в Третьяковской галерее в Москве.)

13. Почётным членом, какого научного учреждения стал Ломоносов за свои мозаичные картины?

Академия. (Это была Академия художеств, членами которой были самые известные художники и скульпторы.)

По вертикали: 

2. Как называется изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток? Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Мозаика. (Мозаика восхитила и заинтересовала Ломоносова. Он писал: «Чрез множество веков себе подобны зрятся и ветхой древности грызенья не боятся») 

3. Цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик.

Смальта. (Первые химические опыты по получению цветных стекол начаты в 1748г.)

 

4. Мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозными отверстиями, употребляемые для вышивания. 

Бисер. (Фабрика Ломоносова выпускала кроме смальты бисер, стеклярус, запонки, табакерки и прочее.) 

  

6. Попытка что-нибудь сделать в области еще неизвестной. То же самое, что и эксперимент. 

Опыт. (Ломоносов сделал почти 3000 опытов для воспроизведения разных цветов в стеклах.) 

   

Учитель ведет беседу, комментирует и обобщает ответы учеников: 

Наш кроссворд разгадан. 

  1. Какую сферу деятельности М.В. Ломоносова описывают слова, которые были зашифрованы в кроссворде? 
  2. Какое ключевое слово у нас получилось в выделенном столбце? 
  3. Кто изображен на портрете? 
  4. В какой технике мы составили портрет Ломоносова? 

Классный час завершается стихотворением, которое сочинила учитель класса. Читают четыре ученика класса. 

Ломоносову художнику. 

О! Предок Северного края,
Из Холмогорской стороны.
Ты жил, отчизну прославляя,
Потомкам завещав труды.
Ты сделал множество открытий
На благо Родины своей.
Твои старанья не забыты,
Используем мы опыт сей.
Ты предстаешь в науках разных,
Достигнув множества высот.
Мозаика была отрадой
Последних жизненных забот.
Ты собирал кусочки смальты.
В един, не разделим узор.
Вот шаг за шагом...восхищенно
Уже с картины смотрит Пётр!
"Полтавская баталия" мир удивляет
Всей грандиозностью своей.
И только Бог один лишь знает
Любови вложенной твоей!
Вся Академия художеств,
Склонила пред тобой главу,
И зарубежье признавало,
Прислав торжественну хвалу.
До нас дошли твои творенья.
Мы чтим тебя земляк родной!
Картин осколочных мгновенья-
Поморской зримы стороной.

Литература: 

Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986. C. 224.
Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Арх-ск: 2006. С. 192.
Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. - М.: 1961. C. 344.
Ломоносов М.В. ПСС, -М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, т. 2, 1951. C. 352.
Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.
Ожегов СИ., Шведова Н.Ю.Толковыи словарь русского языка. - Советская энциклопедия - М.: 1973 C. 846.