Использование логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе

Разделы: Социальная педагогика


Массаж артикуляционного аппарата
и артикуляционные упражнения
не только улучшают двигательную
функцию отстающих систем мозга,
но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М.Е. Хватцев 

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста или с помощью специальных приспособлений (шпатели, постановочные зонды, зонды, предложенные Е.В. Новиковой).

Логопедический массаж выполняется в области мышц периферического речевого аппарата. Мышцы артикуляционного аппарата, мимические мышцы лица, мышцы, обеспечивающие работу голосовых связок и мышцы дыхательного аппарата, представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство. В силу этого, логопедический массаж обязательно должен включать все вышеперечисленные области, даже в тех случаях, когда отмечается поражение мышц лишь на локальном участке.

Логопедический массаж рекомендуется делать всем детям с расстройствами речи. Массаж можно проводить на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

Тем детям, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Физиологическое действие массажа

В основе физиологического механизма массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой.

Механическое раздражение в виде массажа вызывает деформацию нервных окончаний кожи. Энергия массажных манипуляций превращается в энергию нервного возбуждения. Возбуждения рецепторов в форме центростремительных (афферентных) импульсов передаются по чувствительным путям в центральную нервную систему, а обратная импульсация по эфферентным путям поступает в ткани и мышцы. В результате меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные или сниженные рефлексы. В целом, формирующиеся ответные реакции способствуют нормализации регулирующей и координирующей функции центральной нервной системы.

Массаж оказывает прямое и рефлекторное воздействие на различные системы организма:

На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами. Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении.

На кожу и подкожножировую клетчатку: кожа очищается от отторгающихся роговых чешуек эпидермиса, а вместе с ними от посторонних частиц (пыль и др.), попавших в поры кожи, и микробов, обычно находящихся на поверхности кожи; улучшается секреторная функция потовых и сальных желез и очищаются их выводные отверстия от секрета; активируется лимфо- и кровообращение кожи, устраняется влияние венозного застоя, усиливается кровоснабжение кожи и, следовательно, улучшается ее питание, повышается сопротивляемость к механическим и температурным воздействиям, повышается кожно-мышечный тонус, улучшается местный обмен, что оказывает влияние и на общий обмен.

На кровеносную и лимфатическую систему. Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но, рефлекторно, и на большом отдалении от него, в результате чего увеличивается газообмен между кровью и тканью и происходит как бы кислородная терапия тканей.

Под влиянием массажа кожные лимфатические сосуды легко опорожняются и ток лимфы ускоряется. Кроме прямого воздействия на местный лимфоток, массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая тоническую и вазомоторную функцию лимфатических сосудов.

На мышечную систему: под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.

Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Связочный аппарат и суставы приобретают большую подвижность.

На общий обмен веществ: Массаж вызывает многообразные изменения в течении окислительно-восстановительных процессов.

Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

Основные цели логопедического массажа:

  1. нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
  2. уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
  3. снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
  4. стимуляция проприорецептивных ощущений;
  5. увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
  6. активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
  7. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Классификация массажных приемов

Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным приемам: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Поглаживание – скольжение руками по коже массируемого, не сдвигая ее в складки, с различной степенью надавливания.

Растирание – движение руки массирующего, когда она, производя надавливание, смещает кожу в разных направлениях. У детей с парезами растирание в сочетании с поглаживанием понижает возбудимость двигательных клеток спинного мозга. Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Разминание мышц повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров.

Вибрация – передача массируемой части тела колебательных движений.

Также имеются вспомогательные приемы (пиление, штрихование, рубление и т.д), целью которых является усиление или ослабление физиологического действия основных массажных приемов.

В массажной практике редко употребляют один какой-либо массажный прием. По образному выражению Доллингер, «массажные приемы как отдельные тоны музыки никогда не звучат в одиночку, а переходят один в другой, сливаясь в аккорд».

Виды логопедического массажа:

Существует несколько видов логопедического массажа: классический массаж, массаж по биологически активным точкам (БАТ), зондовый массаж.

Классический массаж

Классический массаж проводится с использованием основных массажных приемов (поглаживание, растирание, разминание, вибрация)

Движения различаются по силе воздействия: седативные – глубокие и медленные, тонизирующие – поверхностные и быстрые.

Массажные манипуляции проводят по направлению тока лимфы по лимфатическим путям к лимфоузлам.

Сегментарно-рефлекторный массаж

Способ массажа, основанный на принципе использования сегментарного строения тела, называется сегментарным массажем.

При коррекции речи предусматривается массаж только определенных отделов тела: шейного, верхнегрудного (воротниковой зоны), волосистой части головы, лица.

При сегментарно-рефлекторном воздействии применяют все основные приемы классического массажа.

Массаж по биологически активным точкам (БАТ).

Биологически активные точки (БАТ) – это небольшой участок кожи и подкожной основы, в которых имеется комплекс взаимосвязанных микроструктур (сосуды, нервы, клетки соединительной ткани), благодаря чему здесь создается биологически активная зона. В области точки происходит усиленное поглощение кислорода, повышается температура, снижается электрическое сопротивление, сильнее инфракрасное излучение, отмечается болезненность при пальпации.

Метод точечного массажа, или прессация (акупрессура) – это воздействие на точки акупунктуры пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж, его эффективность, отсутствие вредных влияний.

Критерием попадания в БАТ является появление предусмотренных субъективных ощущений (неинтенсивная боль, ломота, распирание, онемение, эффект электрического тока), тогда как рядом находящиеся области при воздействии на них не дают подобных ответных реакций.

Зондовый массаж

Одним из видов лечебного логопедического массажа является зондовый массаж по методике Е.В.Новиковой, который применяется при различных речевых нарушениях.

Е.В. Новикова создала комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. С помощью этих зондов производят различные движения в виде скольжения, давления, отодвигания, перетирания мышц.

Проведение зондового массажа нормализует спастическое или паретическое состояние различных групп мышц.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий.

Литература

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.
  3. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: «Медицина», 1991.
  4. Вербов А.Ф. Лечебный массаж.- М.: «Селена + », 1996.
  5. Под ред. Волковой Л.С. и В.И. Селиверстова. Хрестоматия по логопедии.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  6. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: Академия, 2003.
  7. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  8. Поваляева М.А.Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.