Восприятие и ощущение цвета детьми младшего школьного возраста

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


В искусствознании художник стремится выразить, а зритель воспринять. Восприятие искусства должно быть развитым, полноценным, адекватным….

Эстетически развитый зритель в процессе восприятия направлен, именно, на постижение художественной формы, как формы содержательной. Он, как бы раскрывает для себя авторский замысел, вступая в диалог с художником.

Я столкнулась с такой проблемой, что восприятие и ощущение цвета детьми младшего школьного возраста проходит на уровне наивного реализма. Действительно, прежде чем распознать цвет, мы должны его ощутить, ассоциируя его с жизненными реалиями.

Современный подход в образовании позволяет отойти от традиционной формы организации урока рисования. Придерживаясь принципа творчества, креативности, мы должны использовать нетрадиционный подход к работе с кистью и другими средствами. И воплощать фантазию ребенка на бумаге.

Следовательно, наша цель – научить каждого учащегося правильно воспринимать цвет через ощущения с жизненными реалиями.

Так как же развивать художественное восприятие у ребенка?

Вспомним хотя бы общеизвестную черту старших дошкольников, их повышенную эмоциональную отзывчивость на те непосредственные впечатления, которые приносят им зрение, слух и другие органы чувств.

В традиционном обучении эта черта маленьких детей служит лишь помехой и поэтому не только не получает развития, но вольно или не вольно подавляется. А между тем она могла бы служить ценной основой эстетического развития, в частности – становления художественного восприятия. Попытайтесь сейчас ассоциировать цвета с шумом  дождя, с запахом свежести морозного утра, с вечерним или ночным пением птиц и воплотить все это на бумаге.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • раскрывать художественные способности каждого ребенка через нетрадиционные занятия изобразительного искусства, чтобы создать кладовую талантов творческой деятельности;
  • учить детей  видеть окружающий мир, пропуская через чувственное восприятие и ощущение цветом.
  • Развивать чувство эстетического и духовного ориентира художественного восприятия окружающего мира.

Фрагменты уроков изодеятельности (аппликация с элементами живописи) «Поиграем мишурой»

1. Мы живем на Севере, поэтому самое долгое и длительное время года – это зима. Перенесемся мысленно в зиму. А, именно,  в солнечный, по-своему, царственный, таинственный зимний лес.

Итак, сегодня мы будем волшебниками. Нам нужно изобразить дерево. Давайте, превратимся в них и представим, какие они в нашем образе. Наши руки – это ветви. По-прежнему, они ждут тепла, но не получая его, стоят по одиночке стыдливо прячась среди голых ветвей.

Рисуем силуэт дерева. Вся работа выполняется кистью. На протяжении  всей работы, вы должны будите придумывать необычное название дереву.

Хотя зимой, по большей части преобладает цвет белый, мы не должны забывать, что утро солнечное, зимнее. Прекрасное. И в этом сочетании подойдет ярко-голубой фон. Окружая наше дерево голубой вуалью, оставляем в местах ветвей ореол для снега и света.

Вот теперь начинаются главные превращения. Нарядим  наши деревья в зимнее убранство. Для этого нужно мелко нарезать мишуру. И покрывая область ветвей клеем, мы начинаем накладывать наряд, который может находиться, как на ветвях, так и под самим деревом (используем мишуру белого, синего, золотистого, серебряного цветов). Приложение 1.

2.  На  этом наши превращения не заканчиваются. Из зимы мы попали в лето. Прошел грибной дождик, и мы видим, как капли дождя рассыпались серебром по деревьям, траве. Пофантазируем, какого цвета мишуру можно использовать, чтобы передать настроение летнего дождика (используем мишуру зеленого цвета). Приложение 2.

3.  Представьте себя частичкой водного пространства, а, именно волной, качающейся и играющей с лучиками заката; переливающейся в отблесках еще не ушедшего солнца.

 Давайте передадим движение и игру волн с помощью мишуры, повторяя их силуэты.

А может, вы  придумали свою волну и ее форму? Покажите, изобразите ее своим телом, расскажите историю о том, в каких путешествиях, морях и океанах она побывала.
Приложение 3.

Варьировать, иначе «играть мишурой» можно по-разному.  Придумывайте, творите, созидайте!