Конспект фронтального комплексного занятия для детей с задержкой психического развития "Школа дошколят" (подготовительная группа)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки, приобретенные детьми на занятиях развивающего цикла в первом триместре учебного года.

Задачи:

РЭМП:

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
  • Продолжать учить устанавливать и «читать» неравенства предметов.
  • Продолжать учить записывать и «читать» арифметический пример.
  • Учить уравнивать количество предметов различными способами.
  • Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.
  • Закрепить графический образ изученных арифметических знаков (« + » « - », « = »,  « > ») (слабая подгруппа).

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:

  • Продолжать учить работать со схемой слова: определять начало, середину и конец слова.
  • Закрепить умение определять позицию заданного звука в слове (слабая подгруппа).
  • Формировать умение дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляторным признакам.

ОЗОМ  и РР:

  • Закрепить умение дифференцировать предметы по родовому признаку.
  • Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.
  • Формировать умение правильно согласовывать числительные с существительными в роде.
  • Закрепить умение составлять описание с опорой на схему - алгоритм

Формирование навыков учебной деятельности:

  • Продолжать формировать произвольность восприятия
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • Воспитывать сдержанность при желании ответить.

Словарная работа:

  • обобщающие понятия: «фрукты», «овощи»,  «урожай»,
  • арифметические понятия: «больше», «меньше», «поровну», «столько же», «одинаково», «плюс», «минус», «равно»,
  • грамматические понятия: «гласный звук», «согласный звук».

Материалы и оборудование: иллюстрации «Коротышки из Цветочного города», муляжи овощей и фруктов, две корзины, «Чудесный мешочек»,  модели слов, красный фломастер, мел, рабочие тетради детей, простые карандаши.

Игровая мотивация: помощь Незнайке и коротышкам из цветочного города.

Методические приемы:

Организационный момент:Дети заходят в учебный класс, становятся в круг. Педагог звонит в колокольчик.

Педагог:  Прозвенел звонок

Дети (хором):  Начинается урок

Педагог: Прежде чем мы начнем заниматься, Марина напомнит нам правила поведения на занятии.

Ребенок напоминает правила поведения на занятии с опорой на схему.

I. Вводная часть

1. Назови на что похоже?

Педагог: Посмотрите на доску, скажите, что это?

Дети: Овощи и фрукты

Педагог: Правильно это – овощи и фрукты.

Педагог: Назовите, пожалуйста, что может быть круглым

Дети: Помидор, яблоко, апельсин, гранат...

Педагог:  Овальным?

Дети: Огурец, банан, киви…

Педагог:  А что похоже на треугольник?

Дети: Свекла, морковь…

Педагог: Все эти овощи и фрукты выросли в Цветочном городе, где живут... Кто?

Дети: Коротышки: Незнайка, Знайка, Винтик, Шпунтик, Пилюлькин…

Педагог:  Незнайке поручили все овощи пересчитать, записать и сделать запасы на зиму.

- Оказалось, что Незнайка не знает ни букв, ни цифр, поэтому он не может всего этого сделать. А мы с вами можем  ему помочь?

Дети: Можем.

Педагог: Конечно, мы же готовимся с вами  к школе, и совсем скоро вы станете первоклассниками. Давайте поможем Незнайке, научим его.

II. Основная часть

1. Составление загадок-описаний по схеме-алгоритму.

Педагог: Внимательно посмотрите  на доску. Что здесь нарисовано?

Дети: Овощи и фрукты.

Педагог: Сейчас, кто-то из вас выйдет к доске, глазками выберет один из предметов и составит для всех детей загадку по  нашей схеме, а мы будем ее отгадывать что он выбрал.

Ребенок выходит к доске и с опорой на схему составляет загадку – описание (3-5 детей), дети отгадывают,  что это и почему он так думает.

2. Дидактическое упражнение «Найди, где звук?»

Педагог: Для того чтобы не перепутать корзины их нужно подписать.

Педагог прикрепляет к корзинам «модели слов».

Педагог:  Здесь что лежит?

Дети: Овощи.

Педагог:  С какого звука начинается слово «овощи»?

Дети: Слово «овощи» начинается со звука [О].

Педагог: Где находится звук [О] в слове «овощи», в начале, середине или конце?

Дети: Звук [О] находится в начале слова.

Педагог: Алеша, отметь, пожалуйста, на схеме слова место звука [О].

Ребенок отмечает позицию звука [О] на «схеме» слова условным обозначением.

Педагог: Каким цветом ты отметил звук [О]? (красным)  Почему?

Дети:  Потому что он гласный, он поется…

Педагог:А в этой корзине что лежит?

Дети: Фрукты.

Педагог:  Кто знает, с какого звука начинается слово «фрукты»?

(Слово «фрукты» начинается со звук [Ф])

Педагог:  Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Педагог: Почему мы говорим, что звук [Ф] согласный?

Дети: Потому что, когда мы его произносим, нам мешают зубы и губы. Потому что, ниточка рвется.

Педагог:  А на какой звук заканчивается слово «фрукты»?

Дети: Слово «фрукты» заканчивается на звук [Ы].

Педагог: Верно. Антон, отметь, пожалуйста, на схеме слова место звука [Ы].

Ребенок отмечает позицию звука [Ы] на «схеме» слова условным обозначением.

Педагог:  Каким цветом ты отметил звук [Ы]?

Дети: Красным.

Педагог: Почему?

Дети: Потому что он гласный.

Педагог: Теперь порядок. Я думаю, что корзины с фруктами и овощами  уже не перепутаются.

3. Словесная игра «Скажи по-другому»

Педагог: А знаете ли вы, что можно приготовить из овощей?

Дети: Салат, пюре, суп сварить…

Педагог: Из фруктов?

Дети: Сок, компот, варенье…

Педагог: А как называется компот из яблок?

Дети: Яблочный.

Педагог предлагает каждому ребенку вариант сочетания существительных: салат из огурцов, пюре из моркови,  варенье из малины, сок из вишни и т.д.

Педагог: А ваши мамы, бабушки что-нибудь готовят на зиму из овощей и фруктов?

(Ответы детей из личного опыта).

4. Динамическая пауза «Кто самый внимательный?»

Дети стоят в кругу. Педагог объясняет правила игры:

Педагог: Где растут фрукты?

Дети: На дереве, на кустике.

Педагог: Где растут овощи?

Дети: На земле, на грядке, в земле.

Педагог: Я буду называть овощи и фрукты. Вы внимательно слушайте.

Педагог:  Если я назову фрукт, вы – поднимете руки вверх, как дерево…

Дети показывают  движение.

Педагог: А если я назову овощ – вы присядете, как овощи на земле…

Дети показывают  движение.

По сигналу педагог перечисляет овощи или фрукты, дети выполняют соответствующие движения.

5. Работа в тетрадях и у доски «Пересчитываем урожай»

Педагог: Ну а теперь, настало время пересчитать и записать весь собранный урожай.

Педагог: Открываем тетрадочки.

Педагог параллельно с детьми выполняет упражнение на доске, записывая ответы детей.

Педагог: У каждого из вас нарисованы две корзины. В одной корзине – овощи, в другой – фрукты. Сосчитайте  овощи, запишите соответствующую цифру в выделенном квадратике, пересчитайте фрукты, запишите цифрой.

 Дети самостоятельно выполняют задания в тетрадях.

Педагог: Ваня, сколько овощей в твоей корзине?

Ребенок: В моей корзинке три овоща.

Педагог: Марина, сколько фруктов у тебя в корзине?

Ребенок: В моей корзинке два фрукта.

Педагог: Чего больше, овощей или фруктов?

Дети: Больше овощей.

Педагог: Чего меньше, овощей или фруктов?

Дети: Меньше овощей.

Педагог: Какой поставим знак в неравенстве?

Дети: Поставим знак меньше

Педагог: Павлик, выйди к доске, поставь нужный знак.

 Ребенок выходит к доске и ставит соответствующий знак.

Педагог: «Прочитай» нам неравенство.

Ребенок «читает» неравенство, записанное на доске: «Два меньше чем три».

Педагог: А на сколько овощей больше, чем фруктов?

Дети: Овощей больше чем фруктов на один.

Педагог: Как сделать так, чтобы овощей и фруктов было поровну?

Дети: Нужно добавить еще один фрукт.

Педагог: А еще как можно их сделать поровну?

Дети: Можно убавить один овощ.

Педагог: Если мы добавили один фрукт. Что теперь можно сказать об овощах и фруктах?

(Их стало по три, поровну, одинаково, столько же.)

Педагог: Молодцы. Ну а теперь нужно пересчитать весь урожай.

Педагог: Записываем арифметический пример 3 + 2 =

Дети самостоятельно записывают пример в тетрадях в соответствующих квадратиках.

Педагог: Что обозначает цифра «3» в нашем примере?

Дети: Цифра три показывает, сколько в корзине овощей.

Педагог: Что обозначает цифра «2»?

Дети: Цифра два показывает, сколько в корзине фруктов.

Педагог: Совершенно верно. Запишите решение, сколько всего овощей и фруктов собрали коротышки из Цветочного города.

Дети записывают ответ

Педагог: Андрей, сколько всего овощей и фруктов у тебя получилось?

Дети: У меня овощей и фруктов получилось пять

Педагог: Какой цифрой ты записал ответ?

(Я записал цифрой «5»).

Педагог:  Выйди к доске, запиши ответ.

Ребенок выходит к доске и записывает полученный ответ.

Педагог: Алеша, «прочитай» свой пример.

Ребенок «читает» пример: «Три плюс два равно пять»

Педагог: Ну вот, я думаю, что мы с вами помогли Незнайке справиться с поручением коротышек из Цветочного города.

Педагог: Настало время поиграть?

III. Заключительная часть

1. Словесная игра «1-3-5»

Педагог: Играем в игру «решето». Отвечаем быстро. Кто не ответил, тот выбывает из игры.

Педагог проводит словесную игру на согласование числительного с существительным, постепенно увеличивая темп.

2. Итог занятия. Самооценка. Работа с оценочным панно.

Педагог: Сегодня мы с вами хорошо потрудились.

Педагог: Расскажите мне, что особенно вам понравилось?

Выслушиваются ответы детей.

Педагог: Алеша, скажи, на какую отметку ты сегодня занимался?

Выслушивается ответ ребенка.

Педагог: Почему ты поставил себе такую отметку?

Выслушивается ответ ребенка.

Педагог: А  какую отметку поставит себе Коля за поведение?

Выслушивается ответ ребенка.

Педагог: Почему именно такую?

Выслушивается ответ ребенка.

Педагог: Не забудьте, опустить свою сегодняшнюю отметку в свой «кармашек успехов» на нашем панно.

Дети берут соответствующие фишки и выставляют их напротив своего имени на оценочном панно.

Педагог: Посмотрите, коротышки из цветочного города говорят вам: «Спасибо»,  а вы что им скажете?

 Выслушиваются ответы  детей.

Педагог звонит в колокольчик.

Педагог: Прозвенел звонок. Закончился урок. Наше занятие закончилось. Всем ребятам  спасибо.