Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Воспитательная программа "Цветок Дружбы"

Разделы: Классное руководство


Цель программы: создание условий для самореализации творческой личности через организацию совместной деятельности детей и взрослых.

Задачи программы:

  • Изучение личностных качеств учащихся, складывающихся отношений в классном коллективе; Содействие формированию дружного классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;
  • Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся, улучшение психологического климата в начальной школе.
  • Помочь детям лучше узнать свои характерные особенности, увидеть, что способности не статичны, а развиваются в соответствии с возрастом под влиянием социального окружения.
  • Последовательная гуманизация и демократизация образовательного пространства класса и школы, его психологизация.
  • Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка.
  • Создание условий для сотворчества. Развитие творческих способностей учащихся.

Актуальность программы.

За последние десятилетия появилось много новых программ по воспитанию и образованию младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а вопросы социально-эмоционального развития ребенка раскрыты недостаточно.

Программа "Цветок Дружбы" важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка. Формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.

Педагогическая целесообразность.

Программа "Цветок Дружбы" - новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри школы. Основная цель занятий - обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребенка. Основные принципы полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса: принципом развития личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект - субъективное взаимодействие, принципов непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации.

Новизна программы: индивидуальный подход к каждому ребенку основан на принципах педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. План работы включает в себя все виды деятельности, интегрированное взаимодействие учителей и родителей, использование запланированного, ситуативного и косвенного методов общения с детьми. Прослеживая позитивную динамику во взаимодействии педагогов с семьей в воспитании детей, можно выделить такие наиболее эффективные формы работы, как семейные клубы, тематические выставки "Руками детей и их родителей", совместные праздники и развлечения.

В программе "Цветок Дружбы" для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения используются авторские сказки. Возрождаются традиции семейного чтения.

Отличительной особенностью данной воспитательной программы является то, что ее цели и задачи решаются совместно с семьей.

В первом классе в форме игры "Город Смешариков" происходит профилактика социально-эмоциональных проблем у воспитанников. На примере героев отечественного мультфильма дети учатся общаться, дружить и приходить друг другу на помощь.

Формы. Режим занятий.

Программа предусматривает в первый и последующие годы обучения 136 часов.(34 часа в год).

Формы занятий могут быть разными: беседы, экскурсии, конкурсы, соревнования т.д.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса.
  2. Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы.
  3. Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Условия эффективной реализации программы:

  • Программа предлагает систематизацию и определенную ориентацию школьников на обучение в среднем звене; на становление ученика как творческой личности.
  • Она обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении.
  • Системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень нравственного развития личности;
  • Разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
  • Поиск новых путей развития личности школьников.

Лейтмотив программы

Название программы, класс Ключевые ценности Конечный результат
"Цветок Дружбы "

1-4 класс

Дружба Ценностное отношение к своей семье, родным и близким
Семья Дружный коллектив взрослых и детей
Общение Коммуникабельность, уверенность, умение общаться

Стратегические направления развития воспитательной программы класса.

  1. Создание условий для адаптивного воспитания.
  2. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.
  3. Психологическое сопровождение воспитательной программы класса
  4. Повышение профессиональной компетенции.
  5. Реализация модели воспитательной программы класса.

I. Создание условий для адаптивного воспитания.

  • обучение учащихся рефлексивной деятельности: познанию, проектированию, созиданию;
  • освоение инновационных технологий, позволяющих создать ситуацию успеха учащихся;
  • програмно-методическое обеспечение базовых и вариативных предметных курсов (3-4 класс);
  • подготовка методических пособий, разработка авторских сценариев, способствующих адаптивному воспитанию школьников.
  • создание семейного клуба.

II. Создание условий для организации внеурочной жизни класса.

  • создание единого воспитательного пространства;
  • развитие у учащихся чувства личной причастности к жизни, гражданственности, ответственности, патриотизма по отношению к своей семье, народу, Родине;
  • преемственность и единство основного и дополнительного образования как условия развития целостной личности; развитие самоуправления.

III. Психологическое сопровождение воспитательной системы класса.

  • организация групповых занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  • осуществлять психологическое просвещение всех участников воспитательного пространства;
  • использование в работе активных методов обучения и воспитания, снимающих физическое и психическое напряжение в учебной деятельности учебно-воспитательного процесса;
  • создать условия для обеспечения преемственности при переходе учащихся на следующую возрастную ступень: детский сад-школа, 4 класс-5 класс.
  • дифференцированный подход в воспитании и оценивание уровня достижений учащихся; создание портфолио учеников;
  • осуществлять работу по профилактике здорового образа жизни;
  • создание условий для психического здоровья учащихся;
  • взаимодействие с педагогом-психологом, школьным врачом, социальным педагогом.

IV. Совершенствование демократического стиля управления

  • создание благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала ребенка;
  • сохранять открытость программы для корректировки;
  • поддерживать необходимый для успешного развития каждого ученика и каждого родителя морально-психологический фон, стимулирующий всех участников воспитательного процесса на активное участие в реализации программы развития класса;

V. Повышение профессиональной компетенции.

  • повышение квалификации, творческой реализации;
  • освоение новых воспитательных технологий;
  • расширение содержания воспитания за счет традиций школы и класса;
  • совершенствование работы с родителями учащихся;

Модель выпускника начальной школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность;
  • умение дружить;
  • порядочность
  • честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  • уважение, гуманность
  • забота о других; милосердие
  • интерес к людям, общительность;
  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
  • толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  • информационный кругозор
  • потребность применять знания на практике

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность
  • старательность
  • осознанность

Человек - творец самого себя:

  • "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
  • стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;
  • культура речи.

Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  • любовь и интерес к спорту
  • отсутствие вредных привычек
  • знание способов поддержания здоровья;

Эстетическая культура

  • умение видеть прекрасное в природе и жизни.

Отношение к природе:

  • готовность охранять и защищать природу;
  • бережное отношение к окружающей среде;

Примерный перспективный план работы.

Темы Часы

1 год

Часы

2 год

Часы

3 год

Часы

4 год

1.Организация занятий с родителями 5 6 5 5
2. Родителям и детям о русских святынях. 3 2 3 4
3. Возрождение духовно-нравственных устоев. 1 5 5 5
4. Учимся дружить 3 4 5 3
5 Профилактика социально-эмоциональных проблем у первоклассников 11 - - -
6 Тематические праздники. 2 5 4 3
7.Тематические выставки 3 4 2 3
8 Формирование социальных навыков 3 3 5 7
9.Учимся общаться друг с другом 3 5 5 4
ИТОГО 34 34 34 34

Методическое обеспечение.

Воспитательная программа "Цветок дружбы" рассчитана на 4 года для детей 7-11 лет.

В ней предусмотрены такие формы занятий: традиционные (комбинированные) занятия, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, групповые этюды.

Структура занятия:

1-й этап - организационный (подготовка детей к работе на занятии, приветствие, упражнения на внимание);

2-й этап - основной (посвящен теме занятия)

3-й этап - заключительный (дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы).

В зависимости от цели занятия структура может меняться. Занятия - 1 час в неделю.

Программа предусматривает методы и приемы:

  • беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
  • наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
  • практические (изготовление, лепка)
  • игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
  • тренинг-приемы;
  • наблюдение за деятельностью детей;
  • проективные методы (тематический рисунок, поощрение).

Методы могут варьироваться, модифицироваться, добавляться. Каждое занятие, цель будут требовать подчас ситуативного выбора метода.

Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:

  • методическая литература
  • аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера).
  • печатная бумага форматов А-3, А-4, набор файлов.
  • компьютер, ксерокс.
  • фотоаппарат.
  • игровой материал (игрушки: мягкие, технические и моторные).

Список литературы, использованный при написании программы.

  1. Вербовская Е.В. Психогимнастика. Н.Новгород,1998.
  2. В. Воронов Технология воспитания: пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей Москва: Школьная пресса, 2001;
  3. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Пути к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб., 1998.
  4. Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
  5. Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2006.
  6. Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
  7. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
  8. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
  9. Н.Е Степанов Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
  11. Н.Е.Щуркова "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 1998.
  12. Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, А.П.Савченко, Е.А.Осипова "Новые технологии воспитательгого процесса". Москва, 1993.
  13. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 1995.