Обучающая игра, как средство формирования лексических навыков

Разделы: Иностранные языки


Проблема методов обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения, так как учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли ученый труд для детей радостным и интересным или обременительным. Школьный возраст – это благоприятный период для умственного развития детей, усвоение ими научных знаний, проявления интеллектуальной активности в учении.

Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся оптимизировать учебный процесс. Игры – это модели поведения, позиций, складывающиеся в непосредственном повседневном общении. Играют дети, школьники, студенты, дипломированные специалисты. Игры внедрились не только в учебный процесс, но и в область экономики и производства (деловые игры), в область медицины (ролевая психотерапия) и в область социально-психологического тренинга.

Игровая деятельность не утрачивает своего значения на всем протяжении жизни человека.

В современной науке общепризнанным является положение о том, что активность детей в школьном возрасте тесно связана с игровой деятельностью, особенно у младших школьников. У школьников среднего и старшего звена возникает желание играть согласно потребности компенсировать ограниченность учебной деятельности в положительных эмоциональных переживаниях, в возможности проявить свою активность.

Игра – первый вид деятельности, который доступен человеку с первых месяцев его рождения и от первоначального поведения в игре, от того, как он может проявить себя в игре, зависят многие черты характера, манере поведения, организаторские и творческие способности уже взрослого человека. И в процессе обучения игра способна на уроках активизировать учебную деятельность. Она способствует развитию у детей творческого воображения, памяти, мышления, влечения, воспитанию у учащихся наблюдательности, особенности суждений. Особенностью игровой деятельности также является то, что человек в ходе игры не преследует никаких целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил. Детям игры необходимы для всесторонней подготовки к жизни, а взрослым – для отдыха, для снятия нервного напряжения, либо с целью нахождения выхода из какой-то сложившейся ситуации или принятию необходимого решения.

Игровой элемент присутствует буквально во всех видах деятельности человека. Игры отражают общечеловеческие, исторические, национальные, этнографические приметы. Сложность классификации игр также в том, они отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, а прежде всего целями.

Игры можно проводить с детьми любого возраста, помня о следующих правилах:

  1. Игра должна соответствовать имеющимися у детей знаниям. Здесь особенно важно создать возрастной подход и принцип от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
  2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игра есть игра, и она не должна выполняться как упражнение в школе.

Таким образом, игровую деятельность можно рассматривать как своеобразную сферу человеческой жизнедеятельности, имеющую свои особые формы и проявляющуюся в других видах деятельности.

Основным моментом, на который следует делать упор при создании и использовании учебных игр для школьников является привлечение их внимания к содержанию самой игры, а следовательно к учебному материалу. При этом необходимо тщательно контролировать уровень знания играющих, для чего предлагаемая форма обучения дает лучшие возможности, чем традиционные методы.

Обучение лексической стороне иноязычной речи в средней школе представляет определенные трудности как для учащихся, так и для тех, кто организует их обучение. Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить:

  • создание мобильного словарного запаса;
  • предотвращение его «утечки», забывания;
  • адекватное целям общения его использование в устной речи.

Принимая во внимание, что лексические навыки – сложное действие, которое состоит из целого комплекса отдельных простых действий – операций, их отработка должна приводиться на основе использования специальных упражнений (В.А.Бухбиндер, Н.Р.Догонидзе, В.С.Коростылев, С.С.Куклина, Е.И.Пассов, А.А.Степенко).

Учитель – практик вынужден искать новые, более эффективные способы и приемы овладения программным лексическим материалом. Особенно актуален поиск таких способов и приемов на начальном этапе овладения иностранным языком, где закладываются основы иноязычного общения. Не может быть полноценного общения на иностранном языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

Практический опыт школьных учителей наглядно свидетельствует о том, что закрепление лексических единиц на уроке английского языка может проводиться, с одной стороны, путем выполнения упражнений, с другой стороны, большую пользу могли бы оказать различные игры. Игры можно широко использовать на уроках английского языка, во внеклассной работе по предмету, в самостоятельной домашней работе школьников.

Сложность и многосторонность лексических навыков требует выполнения в процессе овладения ими не отдельных, а целой системы лексических упражнений. Система упражнений должна учитывать все особенности этого процесса и обеспечивать достаточную его эффективность. Каждое упражнение должно быть направлено на овладение соответствующей операцией, хорошо сочетаться с предыдущими и последующими, быть оптимальным по объему и структуре, укладываться в общую схему обучения лексике. Тем не менее можно указать на основные типы упражнений, которые должны быть предусмотрены в системе:

  • упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
  • рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, частично - письмо);
  • упражнение на овладение различными типами лексических единиц (словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения.

Все эти упражнения разделяются на виды в связи с местом их выполнения (в классе, лаборатории или домашних условиях); формой и способом выполнения (устные, письменные, индивидуальные или хоровые, выполняемые самостоятельно или под руководством учителя); отнесенностью к родному языку (одноязычные или двуязычные); способом репрезентации (в контексте или вне контекста); характером закрепляемых операций (сочетание, варьирование – репродуктивный аспект, выборка, группировка, идентификация, дифференциация – рецептивный аспект); структурой упражнения (с однородными и разнородными элементами); использованием вспомогательных средств (с опорой на наглядность, ТСО, элементы программирования); этапом усвоения (первичное овладение, тренировка, практика, повторение и систематизация, контроль).

Учитывая факторы, влияющие на прочность запоминания: состав лексики, её объяснение и закрепление, интервалы между повторениями, было установлено, что для среднего по трудности слова норма повторяемости на первом году его изучения равна 20 повторениям. Полученные данные относятся только к пассивной лексике, изучаемой в старших классах. Попытка определить оптимальную систему интервалов между повторениями слова привела к следующим данным: интервалы между 1-4-м повторениями должны составлять 0,5 недели, 5-7-м повторениями – 1 неделю, 8-9-м – 2 недели, 10-м повторением – 4 недели. Однако некоторые сдвиги в повторяемости активного словаря можно констатировать в связи с использованием моделей в обучении: повторению слов способствует лексическое наполнение речевых образцов.

К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом; первичное закрепление; развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть языковыми и речевыми. Целью языковых лексических игр является тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков иноязычного слова. В языковой игре процесс овладения лексическими единицами носит строго регламентированный характер. Все внимание школьников направлено на воспроизведение учебного материала, при этом строго фиксируются и учитываются ошибки учащихся. Цель речевой лексической игры – это решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами. При решении таких задач внимание учащихся концентрируется на содержании высказывания, а не на форме, как в первом случае.

При проведении лексических игр (языковых и речевых) большая роль отводится учителю, который является здесь организующей фигурой. Он, прежде всего, определяет функцию игры и ее место в учебном процессе, форму проведения, а также время, которое необходимо для проведения игры. Существенным при этом является тот факт, что учитель, организуя игру, должен вовлечь в нее как можно больше учащихся группы (классакак можно больше учащихся группы ()ель, организуя игру, должен вовлечь чнеебходимо для проведения игры. ие учащихся концентриру), а затем незаметно и умело выйти из нее. Далее учитель только наблюдает за игрой, управляет ею, давая при этом какие-то рекомендации и подсказки, если возникают затруднения. В это время учитель незаметно для учащихся записывает ошибки с целью их систематизации и проведения, в последующем их коррекции.

Использование лексических игр на уроках английского языка в средней школе регламентируется следующими положениями:

  1. в игре следует учитывать психологические особенности учащихся (младшие, средние, старшие классы)
  2. выбор игры и формы ее проведения зависят от количества участвующих в ней
  3. в игре должен отрабатываться лексический материал, работа над которым ведется в классе в данный момент
  4. выполнение игры должно осуществляться на материале определяемом темой или ситуацией
  5. в лексические игры включаются слова из других тем с целью повторения
  6. при выполнении лексических игр (речевых и языковых) нужно широко использовать компоненты действующего учебно-методического комплекса для соответствующего класса, и в особенности иллюстративную наглядность;
  7. определяется адекватная форма исправления лексических ошибок;
  8. объяснения правил игры, и сама игра проводится на английском языке;
  9. организатором игры (ее ведущим) должен быть не только учитель, желательно привлекать хорошо подготовленных в языковом отношении учащихся.

Чтобы обеспечить активность учащихся класса (группы) при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную.

Работая в парах, один из учащихся выполняет задание, другой контролирует его, затем они меняются ролями. В процессе такой работы повышается активность школьников, воспитывается взаимопомощь. Объединяя учеников для парной работы, учитель принимает во внимание такие моменты, которые обеспечили бы равноправность каждого ученика, готовность помочь собеседнику, согласованность действий.

Групповая форма работы позволяет повысить активность учащихся, дает возможность каждому из них оценивать себя и своих товарищей, способствует росту мотивации, делает урок интересным. Учитель включает в такие малые группы лидирующее положение, их речевые действия служат ориентиром для других.

Все учащиеся имеют одинаковую возможность практиковаться в речевой деятельности, применять полученные ранее навыки и умения.

Форма проведения управления определяется учителем, исходя из:

  • содержания самой игры;
  • характера лексических единиц, включенных в игру;
  •  степени подготовленности учащихся.

При выполнении упражнений, направленных на тренировку школьников в лексике в формы игры, учитель ставит каждый раз перед учеником конкретные задачи.

Главное требование при постановке учебной задачи состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес к выполнению упражнения, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц из активного минимума, создать атмосферу соревнования и соперничества в ходе выполнения того или иного упражнения.

Усвоение лексики, умение пользоваться его во всех видах речевой деятельности – одна из важнейших целей обучения иностранному языку в школе.

Известно, что применение игр на уроках иностранного языка в младших классах способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание и лучшее восприятие языкого материала.

Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Важно учитывать при этом психологические особенности развития восприятия, памяти, воображения и мышления.

Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью; оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес. И их внимание становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребенок должен взять в руки предмет, нарисовать его или что-либо построить и т.п.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

Игровые приемы бесконечно разнообразны. Можно перечислить некоторые из них:

  • подвижные игры (зарядка, игра в животных, «кошки-мышки», игры во внимание)
  • стихи и песни, сопровождаемые движениями
  • игра-соревнование (дети делятся на команды и выполняют различные задания)
  • игра с мячом (вопрос-ответ, перевод слов и предложений с русского на английский и наоборот)
  • настольные игры (домино, лото, рисование)
  • диалоги с героями книг английских и американских авторов (в гости к ребятам приходят Винни-Пух и Мэри Поппинс, Белоснежка и 7 гномов, Маугли, Том Сойер и т.д.)
  • ролевые игры и т. д.

1. Чтобы закрепить в речи лексику по теме «Утро школьника», мы проводим игру «Пантомима». Ведущий выходит из класса, а группа ребят располагается у доски. Каждый жестами и мимикой изображает одно из действий по заданной теме. Учитель говорит ведущему: “Guess what is every pupil doing?”

Примерный ответ ведущего: “This boy is doing morning exercises. That girl is washing her face. And this girl is having breakfast. This boy is putting books into his school-bag. That girl is sleeping. ” и т. д.

2. Для проверки усвоения структур с глаголами в Present Continuous учитель вызывает к доске 6 учеников, выбирает из них ведущего и просит его выйти из класса. К доске прикрепляется картинка, на которой изображен телевизор. Каждый из пяти учеников получает свое задание.

Первое задание: “Take a chair, sit down opposite the TV set and watch it.”

Второе задание: “Take an exercise-book and a pen, open the exercise-book and write in English.”

Третье задание: “Take a newspaper, open it and read.”

Четвертое задание: “Take a doll, Play with it.”

Пятое задание: “Open an exercise-book and do the sums.”

С помощью вопросов можно проверить, правильно ли поняты задания, например,

Учитель: What are you doing?

Ученик: I am watching the TV set.

Затем учитель приглашает ведущего войти в класс и говорит ему: “ Guess what are they doing?”

3. Сигнальные карточки используются для контроля усвоения темы «Время». Учитель называет и показывает время на большой модели часов. Иногда он намеренно делает ошибки: названное им время не соответствует тому, которое показывают стрелки. Учащиеся поднимают красные и зеленые карточки (если учитель показывает правильно, учащиеся поднимают зеленые карточки, а если нет - красные).

4. Учебная ситуация «Цвета»

1). Учитель придумывает короткие рифмовочки, а учащиеся заканчивают их, называя цвет.

Teacher: You like me

And I like you

Red and yellow

Pink and … puppies: blue, etc

2). Игра «Кто больше назовет сочетаний слов»

Учитель называет цвет, а учащиеся – сочетания слов, в которых входит название цвета.

Teacher: blue

1 pupil: a blue pen

2 pupil: a blue pencil, etc

Выигрывает ученик, называет сочетание последним.

3) Цель игры – проверить усвоение прилагательных, обозначающих цвета: white, green, black, red, blue, grey, yellow, brown.

Учитель подбирает карточки (по 8 штук) для каждой из трех команд. На первой серии карточек изображены коробки названных выше цветов, на второй – шляпы, на третьей – платья (тех же цветов).

На вопрос учителя «What colour is this box?» Отвечают по очереди каждый член первой команды: «It is a red box», «It is a green box» и т.д.

Аналогичные задания только с другими картинками выполняют члены второй и третьей команды. В случае, если ученик сделал ошибку (неправильно назвал цвет), команда теряет очко.

5. Учебная ситуация «Игрушки»

Класс делится на 2 команды. Учитель в быстром темпе показывает каждой команде карточку с цифрой и игрушку или картинку с изображением игрушки; (например, цифру 3 и автомобиль - игрушку) Дети называют игрушку, употребляя множественное число (например, three cars). Подсчитываются очки (за отсутствие ошибок, быстроту реакции), и выявляется команда-победительница.

6. Большое место в младших классах занимают подвижные игры. Показываем картинки, на которых изображены предметы по теме «Классная комната», называя слова, обозначающие эти предметы, в структуре «This is a blackboard». Учащиеся хлопают в ладоши, если названо слово, относящиеся к данной теме; в противном случае хлопать нельзя. Проигравший выбывает из игры.

Другой вариант подвижной игры мы проводим при работе над темой «Части тела». Ребятам предлагаются выполнять команды на английском языке: Hands up! Put your hands on your head! Turn to the right (left)! Touch your face! Touch your nose! Hands to the sides! и т.д.

Средние классы

Активизация лексического материала (обобщение пройденного материала).

Teacher: Well, let’s hold a competition between two teams. You are the first team, you are the second team.

1. The first game is “Who knows animals best of all”.

Teacher: You must name all the animals what you know in turn. Who can name the last word, he is winner.

(Ребята по очереди называют названия животных)

2. The next game is “Guess the animal”.

Teacher: One of you thinks of an animal. Let your classmates guess what animal it is by asking only 5 questions.

These questions help you. (Вопросы пишутся на карточках и раздаются учащимся).

Is it a wild or a domestic animal?

Is it big or little?

What colour is it?

How many legs has it got?

Is its neck (body, tail) long or short?

Has it got hair?

Is it a long or a short-haired animal?

Are its ears (eyes) big or little?

Has it got sharp teeth?

Can it swim (run, jump)?

Does it eat grass (leaves, meat, fish, bread, vegetables and fruit)?

Does it live in the house (on a farm)?

3. The next game is “Description of the animal”.

Teacher: This diagram will help you in description of the animal.

 

Представитель одной команды описывает животное, а члены другой команды отгадывают, и наоборот.

4. The next game is “Who gives more answer”.

Teacher: Listen to the story “Milk from Cows, not bottles”. Pay attention! (Учитель читает текст)

Mr. Day lives in London. Every morning he gets up at five o’clock. He has get a farm in the centre of London. He has you much mark to do on his farm.

Schoolchildren visit the farm from all over London. There are many different animals on the farm: cows, horses, pig, sheep, duck and chickens.

Many London children see farm animals only on TV or in a book, they don’t about cows. Milk cows from bottle, they think.

After their visit to the farm they know – milk cows from cows, not bottles.

(Вопросно-ответная работа по тексту).

  • Where does Mr. Day live?
  • Has he got a farm?
  • What time does he get up?
  • What domestic animals are there on the farm?
  • Why do some London children think that milk cows from bottles not cows?
  • Schoolchildren visit the farm, aren’t they?
  • What do they learn after visit to the farm?

(Очки получает та команда, которая давала правильные ответы).

В игре незаметно осваивается лексика, вырабатывается умение выражать свои мысли на английском языке.

Игры проводим и со старшеклассниками при повторении языкового материала и совершенствовании навыка и умения пользоваться им в устной речи.

Игра 1: Ученики образуют круг. Учитель предлагает всем закрыть глаза и нескольким учащимся поменяться местами. Затем все открывают глаза, и один из участников игры рассказывает, какие изменения произведены.

Marat: Lena was standing between Boris and Liza and now she is standing between Alice and Tom. Masha was standing beside me, now she is standing in front of me, between Misha and Olya.

В том случае , если ученик назвал все правильно, он становится водящим, занимает место учителя, и игра продолжается.

Игра 2: “Word-building”

Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова demonstration учащиеся могут составить слова: on, at, near, no, not, one, ten, date, arm, nose, note, read, rat, set и другие.

Игра 3: “Words”

Каждому ученику дается список отдельных слов. (Желательно, чтобы в этом списке были все части речи). Например: a boy, to go, to find, interesting, strange, thing, very much, good, happy, home.

Играющие должны составить устно (или написать) рассказ, содержащий эти слова. Выигрывает тот ученик, который составил лучший рассказ.

Другой вариант игры: в рассказе можно использовать слова в том порядке, в котором они даны в списке.

Весьма популярна у старших школьников лексическая игра, предполагающая элемент соревнования. Игра «Время» - What time is it now?

Группа учащихся делиться на 2 команды. Каждая команда получает набор картинок с изображением часов с часовыми стрелками, указывающими время. Сначала каждый команде предлагается разобраться, который час на их часах. Далее учитель предлагает командам встать или сесть напротив друг друга и излагает правила игры: Каждый член команды показывает одну картинку другой команде и спрашивает: «What time is it now?» После правильного ответа команда получает право задать вопрос. Если ответ был неправильным, ученик, задавший вопрос, дает правильный ответ и его команда получает право на дополнительный вопрос. Учитель выступает в роли судьи: он засчитывает каждой команде все правильные ответы. В конце игры подсчитывается результат.

Достаточно эффективны словообразовательные игры, коллективно решаемые кроссворды, задание на исключение лишних слов из однородного списка, упражнения на заполнение пропусков слова или выражения. Многие приемы, разумеется, могут быть придуманы учителем.

Таким образом, стимулируя познавательную деятельность самих и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к изучаемому предмету.

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это в познавательной активности школьников. Правильная постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют, приводят доказательства и это конечно же способствует активизации мыслительной деятельности школьников, познавательной самостоятельности и интереса.

Игра – многогранное понятие. Она означает отдых, занятие, развлечение, забаву, потеху, соревнования, упражнения, тренинг, в которых дети познают мир, таким образом, игра выступает активным средством воспитания и самовоспитания, методом познания и общения ребенка.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания. В игре формируется нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления инициативы. Самостоятельность, активность при решении игровых задач, выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху.

Я пришла к выводу, что с помощью игры учителям легче войти в контакт с учениками, установит с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга. Так же, игра помогает общению, может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценки поступков, развитию памяти, восприятия, мышления, воображения, эмоций и таких качеств, как коллективизм, дисциплинированность, активность, наблюдательность и внимательность.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы представить максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен совершенствовать процесс обучения, которая позволит детям качественно и эффективно усваивать программный материал.