Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов

Разделы: Начальная школа


Цель: обучать детей изменению слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  1. Организационный момент. Сравнить пары слов: чем они похожи и в чем их различие (река – речка; сад – садик; коза – козочка; дед - дедушка).
    Учитель – логопед сообщает тему занятия: «Сегодня мы будем учиться образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов».
  1. Образование слов с ласковым оттенком (устно).

    печь – печка
    дочь – дочка
    мышь – мышка
    ночь – ночка

  1. Работа с текстом. «Прочитайте внимательно текст и найдите ласковые слова». Спала кошечка на крыше – сжала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры. «Какие суффиксы помогают делать слова ласковыми?»
  2. Работа с картинками. «Посмотрите на картинки, образуйте ласковые слова с помощью суффикса « ик » и запишите их в тетрадь». Чиж – чижик, ёж – ёжик, нож – ножик, мяч – мячик, зонт – зонтик, дом – домик. «Подчеркните сочетание жи-ши.»
  3. Физкультурная минутка. Игра «Запретное движение».
  4. Составление предложений по картинкам. «Посмотрите на картинку и составьте предложения со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами». (Картинка «Магазин», «Игрушки»).
  5. Работа с текстом. «Спишите текст, заменяя подчеркнутые слова ласкательными по образцу». Образец: Зайчик сидит под елочкой.

    Заяц сидит под елкой.
    Белка грызет орехи.
    Ёж спешит к своим детям.
    Он несёт им гриб на иглах.

  6. Итог занятия. Пароль на выход: «Придумайте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом».