Урок литературы в 10-м классе по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница"

Разделы: Литература


Тема: Идейно-тематическое и художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Бесприданница».

Цель: помочь учащимся продолжить знакомство с произведениями А.Н. Островского; создать условия для защиты проектов, демонстрирующих самостоятельное прочтение пьесы учащимися, помочь разобраться в ее содержании; развить умение анализировать драму.

Основные понятия: тема, идея, проблематика, произведения, художественные особенности, композиция, характер, изобразительно-выразительные средства, сюжет, система персонажей.

Оборудование: учебник «Литература 19 века» 10 класс; текст драмы «Бесприданница» А.Н. Островского; проекты, подготовленные учащимися; таблица для работы учащихся.

План изучения:

  1. История создания произведения.
  2. Обзор идейно-тематического и художественного содержания:
    • Идейно-тематическое содержание пьесы, ее проблематика.
    • Система персонажей, их характеристика.
    • Художественная структура драмы, ее своеобразие.
  3. Общечеловеческий смысл пьесы.

Опережающее задание группам:

  1. Познакомиться с творческой историей пьесы и прочитать текст ее.
  2. Изучить критическую литературу, посвященную пьесе.
  3. Приготовить проекты, отражающие основное содержание произведения.
  4. Продумать их защиту.

Ход урока:

I. Оргмомент

  • Над чем работали на прошлом уроке?
  • Что для себя открыли?
  • В чем актуальность пьесы «Гроза»?

II.

У: Вам легко будет сформулировать тему и цели урока.

Уч: определение темы и цели урока.

III. Работа над пьесой «Бесприданница»

  1. Эпиграф:

В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная.
В ней сама глубь жизни, желание постичь ее загадку, коснуться…доброго и дурного в жизни.
В.Лакшин

Вопрос: Как понимаете эпиграф? В чем смысл?

  1. История создания пьесы.
  2. Беседа по восприятию:
    • Каковы ваши впечатления от прочитанного?
    • Какие вопросы хотелось бы обсудить?
  3. Представление и защита проектов.

I группа: Идейно-тематическое содержание и проблематика пьесы «Бесприданница». Наизусть монолог Ларисы Огудаловой (Ю. Корнийчук) (Приложение 1 и 2).

II группа: Система персонажей и их характеристика (защита проекта с использованием мультимедиа (Приложение 4 и Приложение 5 - видеофайл 280 мегабайт запросить у автора.))

  • Фрагмент из кинофильма «Жестокий романс» Э. Рязанова «Обед у Карандышева».

Вопрос: Совпали ли ваши представления о характерах героев с тем, что вы увидели?

Вопрос: Что важно было подчеркнуть Э. Рязанову в характерах персонажей?

III группа: Художественная структура драмы, ее особенности. (Приложение 3 и 6)

  • Инсценирование эпизода-сцены из I действия явления II «Диалог Кнурова и Вожеватова».

Вопрос: Как эта сцена иллюстрирует художественные особенности пьесы?

Вопрос: Какова ее роль в сюжете пьесы?

Вопрос: Удалось ли ребятам передать характер героев?

IV.

У: Современники Островского писали:

  • «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»
  • «Островский пережил свой талант!»
  • «О! Островский! Почему вы не умерли до написания «Поздней любви»?

Вопрос: Согласны ли вы с этими высказываниями современников драматурга?

Вопрос: Почему эта пьеса, по мнению некоторых критиков-современников А.Н. Островского, «неудавшаяся пьеса», не отпускает, заставляет думать?

  • В чем ее тайна?
  • В чем своеобразие пьесы? Каков ее общечеловеческий смысл?

V. Обобщение – вывод.

VI. Домашнее задание:

Письменная работа на выбор:

  • Чем обогатило меня знакомство с пьесами Островского?
  • Что сближает Л. Огудалову и К. Кабанову?
    (стр. учебника 176-187)

Материал о Гончарове:

  • История создания «Обломова».
  • Читать «Обломова».