Определенно-личные предложения

Разделы: Русский язык


ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие об определённо-личных предложениях;
  2. Различать односоставные и двусоставные предложения;
  3. Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
  4. Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
  5. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Оборудование: таблица “Односоставные предложения”; текст, отпечатанный для каждого, чистые листочки, карточки, жетоны.

I. Огр. момент.

Несколько человек работают по карточкам повторение по теме “Второстепенные члены предложения”. Один ученик у доски готовит связный ответ по теме “Строение и грамматическое значение предложения” (ЦИОВ), включая определение предложений односоставных и двусоставных, и их отличие.

II. Подготовка к изучению новой темы.

Запись предложений на доске, по одному предложению каждый ученик.

Задание: Выделить грамматическую основу, определить двусоставное или односоставное, вставить и объяснить орфограммы, разобрать слово по составу, определить вид сказуемого (простое ПГС, составное СГС, именное СИС).

1) На небе гаснут облака (двусоставное)(ПГС). Уже поздно (односоставное)(СИС).
2) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
3) Ш.пот, ро.кое дыхание, трели соловья (односоставное).
4) Как тихо. (односоставное). Каждый звук и ш.рох слышу я (двусоставное).
5) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).

Второй ученик проверяет, а класс тем временем повторяет, чем отличается односоставное предложение от двусоставного. (В односоставном один главный член, а второго главного члена нет и не может быть).

Синтаксическая пятиминутка.

(Отвечают по одному человеку, за каждый правильный ответ получают по одному жетону).

1) Два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи, где одно подчинено другому (словосочетание).
2) Основная единица синтаксиса, характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью (предложение).
3) В словосочетании слова связаны 3 способами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
4) Составное глагольное сказуемое состоит из (вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола).
5) Второстепенные члены предложения поясняют главные и делятся по своим грамматическим значениям на (дополнение, определение, обстоятельство).
6) Сложные предложения делятся 3 группы (ССП , СПП, БСП).

III. Изучение нового материала.

Вывод: В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема?

Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь). И вот цель урока научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Научиться находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.

Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

1.Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо единственное число, настоящее время).
2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии (глагол,1 лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (гл.,2 л., ед. ч., наст. вр.).
4. Берегите наш прекрасный русский язык (гл.,2л., мн.ч.).

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить)).

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

Вывод: определённо-личные предложения- это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме ( какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.

IV. Закрепление изученной темы.

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями не имеют подлежащего, являются опр.-личными.(Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.

1 работа с текстом.

- Чтение текста (устно).
- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически).

Запись текста с выделением грамм. основы (выборочно), с объяснением орфограмм и определением типа предложений.

На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду, не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает еж (Сладков).

- От какого лица ведется повествование в рассказе? (от 1го).
- Сказуемые обозначают действия одного и того же героя или разных лиц? (одного).
- Какие типы предложений помогают писателю указать на рассказчика, избежать повторения подлежащего? (односоставные).
- Подберите синоним к слову обнажённая (голая).
- Что такое синонимы? (Слова разные по написанию, одинаковые по значению).

Понятие о синтаксических синонимах.

Это синтаксические конструкции, имеющее разное строение, но совпадающие по своему значению.

Вывод: Опр-личные предложения синонимичны двусоставным, но первые более лаконичны, в них больше подчёркивается действие, чем деятель.

Например:

Люблю берёзку русскую. (определенно-личное).
Я люблю березку русскую. (двусоставное).

- Значит по каким структурным особенностям мы находим односоставные опр.-лич. предложения? (отсутствие подлежащего, сказуемое выражено в форме 1,2 лица ед.ч и мн.ч.).

2 работа по учебнику.

Упр.184 (устно) 2 и 3 предложения.

- Найти опр.-личные предложения и указать какой формой глагола выражено в них сказуемое.

2. Красуйся и стой. (гл. 2л. ед. ч.)
3. Начну. (гл. 1л., ед. ч.)

Итог: - Почему эти предложения являются определённо-личными?

(В них нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме 1,2 лица ед. и мн.ч.)

3 работа на листочках.

- У вас на столах чистые листочки, подпишите фамилию и имя.

Это проверка того, как вы поняли тему урока. Я диктую, а вы записываете только односоставные опр.-личн. предложения, выбираете. Записать и отложить на край стола, я соберу.

1) Быстро умываемся и едем в лес.
2) Мы спешим на поезд.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) Относитесь к родному языку бережно.
5) Я бросился в горы искать оленей.
6) Напиши мне письмецо
7) Милый Петушок, поешь ты громко, важно.
8) Выберите себе книгу.

V. Итог урока.

- Какие предложения называются односоставными, какие - двусоставными?
- Какие предложения называются определённо-личными?
- Какова сфера использования этих предложений?
- Что выделяется на первый план в таких предложениях?
- Кто производит действие? (сам рассказчик)
- Как определяется лицо? (по форме глагола и по местоимению, которого нет, но оно подразумевается).

VI. Анализ активности.

VII. Домашнее задание.

Запись на доске 21 (теория), упр.184 (4,5,7 предложения).