Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Определенно-личные предложения

Разделы: Преподавание русского языка


ЦЕЛИ:

  1. Дать понятие об определённо-личных предложениях;
  2. Различать односоставные и двусоставные предложения;
  3. Находить определённо-личные предложения по их значению и особенностям;
  4. Пользоваться двусоставными и определённо-личными предложениями как синтаксическими синонимами, в состав которых входят определённо-личные предложения.
  5. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Оборудование: таблица “Односоставные предложения”; текст, отпечатанный для каждого, чистые листочки, карточки, жетоны.

I. Огр. момент.

Несколько человек работают по карточкам повторение по теме “Второстепенные члены предложения”. Один ученик у доски готовит связный ответ по теме “Строение и грамматическое значение предложения” (ЦИОВ), включая определение предложений односоставных и двусоставных, и их отличие.

II. Подготовка к изучению новой темы.

Запись предложений на доске, по одному предложению каждый ученик.

Задание: Выделить грамматическую основу, определить двусоставное или односоставное, вставить и объяснить орфограммы, разобрать слово по составу, определить вид сказуемого (простое ПГС, составное СГС, именное СИС).

1) На небе гаснут облака (двусоставное)(ПГС). Уже поздно (односоставное)(СИС).
2) Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).
3) Ш.пот, ро.кое дыхание, трели соловья (односоставное).
4) Как тихо. (односоставное). Каждый звук и ш.рох слышу я (двусоставное).
5) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).

Второй ученик проверяет, а класс тем временем повторяет, чем отличается односоставное предложение от двусоставного. (В односоставном один главный член, а второго главного члена нет и не может быть).

Синтаксическая пятиминутка.

(Отвечают по одному человеку, за каждый правильный ответ получают по одному жетону).

1) Два или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически на основе подчинительной связи, где одно подчинено другому (словосочетание).
2) Основная единица синтаксиса, характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью (предложение).
3) В словосочетании слова связаны 3 способами подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)
4) Составное глагольное сказуемое состоит из (вспомогательного глагола и неопределённой формы глагола).
5) Второстепенные члены предложения поясняют главные и делятся по своим грамматическим значениям на (дополнение, определение, обстоятельство).
6) Сложные предложения делятся 3 группы (ССП , СПП, БСП).

III. Изучение нового материала.

Вывод: В русском языке по наличию главных членов предложения могут быть односоставными (с одним главным членом) и двусоставными (с двумя главными членами).

Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема?

Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь). И вот цель урока научиться эти предложения находить по их значению и особенностям. Научиться находить и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.

Запись предложений на доске и в тетрадях с выделением в них грамматических основ, определением способа выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

1.Люблю дымок спалённой жнивы (глагол, 1лицо единственное число, настоящее время).
2. Выйдем мы с тобой побродить в лунном сиянии (глагол,1 лицо, мн.ч. ,наст.вр.).
3. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? (гл.,2 л., ед. ч., наст. вр.).
4. Берегите наш прекрасный русский язык (гл.,2л., мн.ч.).

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

(На первом месте стоит сказуемое, а подлежащего нет, но мы можем по форме сказуемого определить личность говорящего, местоимений нет, но они подразумеваются (их можно подставить)).

В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы определить можем.

Вывод: определённо-личные предложения- это односоставные предложения с сказуемым глаголом в форме ( какого лица, обращаемся к предложениям) 1и 2 лица ед. ч и мн.ч.

IV. Закрепление изученной темы.

Этот вид предложений часто используется в поэтических и художес