Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока обучения грамоте по теме "Звуки [з] и [з']. Буква З, з". 1-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. Изучить новые звуки [з] - твердый  и [з]- мягкий, букву З з. Продолжить работу по формированию навыка чтения у детей. Расширить представление о мире, словарный запас.
  2. Развивать частично-поисковую деятельность, мышление, внимание, речь, фонематический слух.
  3. Воспитывать прилежание, любовь к животным, стремление к получению новых знаний.

Оборудование: конверт с письмом и буквой З; плакат с буквами З з; пособие для игры “ Капитаны”, кораблик с новой буквой; картинка с изображением зимнего дерева; игрушка – грузовая машина; индивидуальное пособие для определение места звуку ( отрезок с бегунком); картинки с изображением коз, гусей и карточки со схемами слов, фото Тима и Тома ( два клоуна – худой и полный), закладки, кукла.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас в гостях кукла Зина. Она тоже учиться в школе. Очень прилежная ученица. Будет учиться вместе с вами.

2. Повторение пройденного

-. С какой буквой мы знакомились на предыдущем уроке! (М). Охарактеризуйте звуки, которые она обозначает: М - обозначает два звука [м] твердый и [м’] мягкий. Они согласные и всегда звонкие. (например: мир, мама)

- Определим твердость и мягкость начального согласного звука [м] в словах. Если звук [м] твердый - поднимаем одну руку, если мягкий - две руки.  (Малыш, миска, море, мила, мыло, Максим, мир.)

Итог.

3. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем упражняться в чтении слов с этой буквой.

4. Работа над темой урока.

– Ребята, перед уроком мне принесли письмо. Сейчас посмотрим откуда оно.

ЦО № 1420 1 «А» классу  Буквоград, Буквы.

Распечатаем.

Читаем: Задание: Посмотрите на картинку. В какое время года так выглядят деревья? (Зимой). Выполнить звуковой разбор слова – Зима.

(У доски 1 ученик)

Проверка.

Итог.

Задание: Соотнеси схему с изображением на картинках. К какой картинке относится схема?

(козы)

Почему не гуси

- На конце слова «козы» твердый согласный.

Итак, в слове зима, какой звук [З] ? - мягкий. В слове козы - твердый.

Звук З- звонкий или глухой? (Звонкий)

- Вот буква З з (показываю карточку). Охарактеризуем её. Какие звуки она обозначает? На что она похожа?

-На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3

- Где она находится  в классе?

- На ленте букв, в алфавите.

- Открываем тетради , приготовились к работе.

Печатаем букву З з.

- Сейчас мы отправляемся в путешествие на острова.

Игра   «Капитаны» (На доске плакат с изображением островов  на которых написаны гласные буквы. Кораблик с буквой З совершает путешествие на острова. Дети читают названия островов.:

- За, Зо, Зи ….Назовите название островов в которых звук [З] -твердый? [За,Зо,Зу,Зы ]  

Игра « Тим и Том».

- Придумайте слова с мягким и твердым согласным звуком – З 

- Что возьмет Тим, а  что - Том? (Для Тима слова  с мягким звуком – з, для Тома - с твердым )

Физическая минутка.

Игра. Узнайте звук.

Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки: твердый [з] и мягкий  [з] в слове.

Резиновую Зину
Купили в магазине.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она была  разиней
Резиновая Зина
Упала из корзины -
Измазалась в грязи

Игра «Загрузи машину»

Вот грузовая машина. Загрузим её грузом, название которого начинается со звука [З]  [З’] (звонки, зерно, зонтики, заплатки, занавески, змейки, звери, зебры, зубры, залу, землянику, зайцев, землю, зяблики).

- Кто поведет машину?

В классе нет детей с именами и фамилиями со звуком [З]

Придумайте имена. Зина, Зоя, Лиза,…

- Наша кукла поведет машину.

Итог.

Работаем с азбукой. Стр.95

1) Читаем слоги.

В каких сочетаниях [З] - мягкий. (Зе, Зи)

2) Читаем слова по единицам чтения.

3) Чтение текста:

а) Про себя. (жужжащие чтение)

б) Первый вариант - второму.

в) Второй вариант - первому.

г) Чтение учеником.

– Какова тема? О чем текст ?

(О зверях в зоопарке)

- С какими животными встретились дети? (Слон, лев)

Какое животное возило детей в тележке?

Что узнали о слоне?

Какие животные хищники?

Соответствует ли название текста нашей теме? (Да)

- А вы были в зоопарке?

Что интересного вы там увидели?

4) Посмотрите на иллюстрацию.

- Строим предложения.

Дети катаются на лошади. Они рады. Зебра наклонила голову. Люди любуются животными. Дети смотрят на птиц. Птицы плавают в пруду.

5) а) Найдите на иллюстрации предметы в названии которых есть звуки [з]- твердый и [з] – мягкий.

Зебра , коза, зубр, забор, заросли, зоопарк.

6) Чтение стихотворения.

- Какова тема?

О  заклинателе змей.

- Кто такой заклинатель змей?

- Найдите в стихотворении слова со звуком  [з] – твердым и мягким.

Итог.

Игра . Определение места звуку.

- Я называю слова. Вы на отрезках показываете место звука [з] .

Змея, зонт, морозец, музыка, звонок, друзья.

Итог.

Работа с кассой.

Напечатайте слова: звери, зима. Измените первые буквы. Какие получились слова? ( двери, Сима, Дима).

- Отгадайте загадку. Отгадку напечатайте.

Не лает , не кусает,
А в дом не пускает.
( замок)

Итог.

5. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Кукле Зине тоже очень понравилось с вами учиться. За вашу хорошую работу на уроке она вам дарит закладки.