Итегрированный урок (химия + математика) по теме "Понятие «доля» в химии и математике"

Разделы: Математика, Химия


Цель:

  • Отработать умение выделять часть в целом и объединять части в целое через создание ситуации исследования и обсуждения вариантов решения учебной проблемы.

Задачи:

  • Знакомство с разнообразием вариантов применения понятий “целое”, “часть”, “доля” и использование их для решения поставленной задачи.
  • Отработка умения решать задачи с нестандартными условиями
  • Формирование умения использовать разные источники информации, анализировать, систематизировать, создавать печатную продукцию (задачник)
  • Формирование коммуникативной компетентности
  • Развитие интереса к изучаемым предметам.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса к предметам: химия и алгебра
  • Подготовка к нетрадиционной форме итоговой аттестации по алгебре
  • Создание условий для отработки навыков лаборанта – технолога
  • Создание сборников задач по темам “Сплавы”, “Растворы” для использования на уроках в качестве дидактического материала
  • Отработка навыка изготовления и использования презентации на уроке
  • Развитие сотрудничества учителя и учащихся при подготовке к учебному занятию, укрепление коммуникативной компетенции.

Необходимое оборудование, материалы, реактивы:

  • Проектор, экран, ноутбук
  • Растворы: нитрата кобальта (II) и хлорида железа (III)
  • Горные породы: пирит и бурый железняк.
  • Презентация“Понятие “доля” в химии и математике”
  • Инструкционные карты для команд
  • Чайник электрический, кружки, кофе, сахар, сливки , вода .

Практическая часть:

Игра-соревнование учащихся 9б класса

Команда №1 (Ф.И. учащихся)
Команда №2(Ф.И. учащихся)

Задание №1

Команды получают растворы: нитрата кобальта (II) и хлорида железа (III). Выполняя задание заполняют таблицу:

Целое:  
Часть:  
Часть:  
  • Команда №1 Определите в выданном вам растворе нитрата кобальта (II), что является “целым” и “частью”.
  • Команда №2 Определите в выданном вам растворе хлорида железа (III), что является “целым” и “частью”.

Задание №2 Проблемная задача.

Команды получают образцы горных пород: пирита и бурого железняка.

Некоторые металлы встречаются в природе в самородном состоянии. Это в основном благородные металлы, например золото. Его извлекают из пород путём механического отделения. Однако подавляющее большинство металлов в природе находиться в виде соединений. Горную породу, или минерал, содержащий тот или иной металл в концентрации, которая делает экономически выгодным его промышленное получение, называют рудой данного металла.

Для получения металла из руды нужно удалить пустую породу и химическим путём восстановить металл. Эти процессы называют металлургическими. Рудами, содержащими железо, являются пирит (серный колчедан) и бурый железняк.

Задача:

Определите экономическую выгоду от использования железосодержащих руд: пирита и бурого железняка, рассчитав и сравнив массовую долю железа в них.

Задание №3 Тест.

Выполните тестовые задания, указав правильный вариант ответа (вам предлагается выполнить пять математических задач с использованием понятий “целое”, “часть”.)(текст теста смотри в приложении)

Задание №4 “КОНКУРС КАПИТАНОВ”.

Приготовьте напиток кофе, используя следующие вещества:

Команда №1

  • Вода – 75 мл.
  • Кофе растворимый – 2 гр.
  • Сливки 10% - 5 мл.
  • Сахар песок – 10гр.

Команда №2

  • Вода – 75 мл.
  • Кофе растворимый – 3 гр.
  • Сливки 10% - 10 мл.
  • Сахар песок – 10гр.

Предложите ваш напиток для дегустации членам жюри и гостям.

Задание № 5 Решение задач по теме “Сплавы и растворы”.

Команда №1

Сплавили 300 гр. сплава олова и меди, содержащего 60% олова и 900 гр. сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в полученном сплаве?

Команда №2

В смеси спирта и воды спирта в 4 раза меньше, чем воды. Когда к этой смеси добавили 20 л воды, получилась смесь с процентным содержанием спирта 12 %. Сколько воды было в cмеси первоначально?

Задание № 6 “Домашнее задание”

Презентация командами составленных ими сборников задач “Использование понятий “целое”, “часть”, “доля” для решения задач по теме “Сплавы”, “Растворы””

Презантация

Приложение