Урок русского языка во 2-м классе по теме "Слово и его значение"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: освоение новых знаний.

Цель урока: способствовать созданию условий для формирования понятия "лексическое значение слова".

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с новым разделом курса - лексикой;
  • повторить схематическое обозначение слова;
  • ввести понятие "лексическое значение слова";

2. Развивающие:

  • развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать самооценку и коммуникативные навыки;

3. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку;
  • воспитывать умение вести учебный диалог;

4. Коррекционные:

  • развивать ориентировку в малом пространстве;
  • развитие наглядно - образного мышления, переключения внимания;
  • развивать умение конструировать из части целое и выделять из целого части.
  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, т. е. обосновывать свои действия, свой выбор в словесной форме.

Оборудование:

1. Демонстрационный материал:

  • конверты с заданием от Акошиба;
  • схемы обозначения слова;
  • образец  определения правильного значения слова (алгоритм);
  • конверты с домашним заданием.

2. Карточки для индивидуальной работы:

  • карточки с заданием от Акошиба;
  • карточки с заданием для игры "Лабиринт" для введения нового понятия;
  • задания и планы работы для групповой работы";
  • карточки с домашним заданием.

3. CD диск:

  • фрагмент № 1 для физкультминутки;
  • фрагмент №2 для зрительной гимнастики;
  • фрагмент № 3 для работы в группах

Аудиозапись с голосом ребёнка.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся познакомятся с понятием "лексика", "лексическое значение слова", научатся правильно определять значение слова, опознавать слова по его лексическому значению.

Ход урока

I. Организационный момент (музыкальное сопровождение)

Эмоциональный настрой

Приветствие гостей:

Здравствуйте, дети!
Прозвенел звонок,
Начинается наш урок,
Урок родного языка.
Мы рады этому.
Наша память крепка.
Внимание наше растёт.
Мы готовы работать.

- Сегодня на уроке у нас много гостей.

Приветствие гостей.

- Сегодня на уроке мы снова обратимся к тайнам  русского языка.

II. Актуализация новых знаний

(звучит весёлая музыка)

(Письмо детям от Акошиб лежит на парте у ученика.)

Д. - У меня на парте письмо от Акошиба.

У. - Хотите прочитать это письмо?

- Кто желает его прочитать?

(Дети вскрывают письмо и читают задание.)

Здравствуйте, дорогие ребята!

     Сегодня на  уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Ваш Акошиб.

Задание для вас:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду этой таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

 (В конверте лежат карточки с заданием, на белом фоне для каждого ученика).

Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на местах.

Задание:

1. Рассмотрите таблицу.

2. Закрасьте в каждом ряду таблицы "лишнюю" букву.

3. Составьте из этих букв слово.

4. Запишите получившееся слово в клетках.

5. Прочитайте это слово.

6. Что означает это слово?

В

В

В

Л

В

В

В

Х

Е

Х

Х

Х

Х

Х

А

А

К

А

А

А

А

Н

Н

Н

Н

Н

С

Н

Д

Д

Д

И

Д

Д

Д

О

О

О

О

О

О

К

Л

Л

А

Л

Л

Л

Л

 

 

 

 

 

 

 

III. Открытие новых знаний

1. Постановка проблемного вопроса

У. - Какое слово у вас получилось?

Д. - Это слово "лексика".

(На доске у учителя карточка со словом "лексика").

ЛЕКСИКА

У.-  Что означает это слово?

Д. - (ответы детей)

У. - Какой вопрос возникает?

 Что такое лексика?

(Вопрос учащихся фиксируется на доске)

2. Введение нового понятия

У. - А где мы можем узнать , что такое "лексика"?

Д. - Мы можем  узнать  из нашего помошника - учебника.

У. - Прочитайте информацию в учебнике  на странице 5  в разделе "Обрати внимание".

(Дети читают раздел учебника и отвечают на вопрос.)

У. - Что вы узнали из прочитанного?

Д. - Что новый раздел учебника называется "лексика".

     - В этом разделе мы будем изучать слово и его значение.

     - Мы узнаем историю появления слов в нашем языке.

     - Мы узнаем, какие слова называются устаревшими и новыми.

У. - Ребята! Я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру. Игра так и называется "Лабиринт".

(У детей  на партах лежат карточки жёлтого цвета. На карточках нарисованы запутанные дорожки .)

У. -  У вас на партах лежат конверты с карточками жёлтого цвета. Возьмите их . Внимательно рассмотрите рисунок.

У. - Выполните задание: проведите взглядом по дорожке от каждой буквы до другого конца рисунка и напишите там, на конце дорожки, ту же самую букву.

(Дети выполняют задание).

У. - Какое слово получилось?

Д. - Получилось слово "Слово".

У.- Значит о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

    - Какова тема урока?

Д. - Разговор пойдёт о слове.

У. - Тема сегодняшнего урока "Слово и его значение".

(На доске вывешивается плакат с темой урока)

Слово и его значение.

У. - Рассмотрите схемы.

У. - Какую из предложенных схем вы выберите для характеристики слова. Объясните свой выбор.

(На доске находятся схемы)

Д. - (Дети выбирают схему под № 3: "Слово состоит из звуков и  имеет значение").

IV. Первичное закрепление

У. - Совсем недавно в школе проходила  олимпиада по русскому языку. В этой олимпиаде принимали участие дети первых классов. Одному из учеников первого класса, Феде Курочкину, были предложены слова и дано задание: объяснить значение этих слов.

У. - Послушайте, что получилось.

(Дети слушают аудиозапись с объяснениями Феди.)

Ложка - то, чем едят суп.

Садовод - дядя, который водит детей в садик.

Зима - время года, когда идёт снег.

Перчатки - то, что делает еду острой.

У. - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях Феди?

Д. - Нет . Федя неправильно объяснил значение слов: садовод и перчатки.

У. - А какое объяснение значения данных слов дали бы вы?

Д. -

Садовод -  специалист по садоводству, человек, который разводит сады.

Перчатки - предмет одежды, закрывающие руку от запястья до конца пальцев, каждый палец в отдельности.

У. - Почему ошибся Федя?

Д. - Федя не знал значение этих слов.

У. - А где можно уточнить значение слов?

Д. - Значение слов можно уточнить в толковом словаре  Ожигова.

(Учитель демонстрирует Толковый словарь детям).

У. - Ребята! Итак! Что мы говорим о предмете, составляя полный рассказ о нём?

Д. - Какой он формы?

     - Из чего он сделан?

     -Для чего нужен этот предмет?

У. - Полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова.

АЛГОРИТМ РАССКАЗА О ПРЕДМЕТЕ:

(Алгоритм рассказа о предмете вывешивается на доску)

У. - Этот алгоритм  пригодится вам в дальнейшей работе.

V. Физкультминутка (Музыкальное сопровождение)

2. Самостоятельная работа в группах

 (На протяжении всей работы в группах звучит тихая музыка.)

У.  - Предлагаю закрепить полученные знания.

Для этого организуем работу в группах.

В каждой группе выбираем капитана (выдаю отличительный знак), который:

- прочитает задание для группы;

- определит, кто из участников группы представит отчёт ;

- поднимет сигнал о выполнении работы в группе.

У. - Внимание,  группы! Вам нужно:

1. Взять файл с заданием на парте.

2. Прочитать задание.

3. Выполнить задание и подготовить отчёт (устно).

4. Вывесить выполненное задание на доску.

5. Капитану поднять сигнал об окончании работы.

                                                                                                                                 

Группа № 1

Вам дана таблица.

Задание:

1.Соедините значение и слово.

2. Для этого из  группы слов выберите карточку со словом по его лексическому значению, указанному в таблице.

3. Возьмите клей-карандаш.

4. Приклей карточку со словом рядом с его значением.

5. Прочитайте, что у вас получилось.

6. Сформулируйте вывод.

7. Вывесите результат работы на доску.

8. Устно приготовьте отчёт по плану.

Таблица:

Начинающий стареть,
немолодой - (какой?)...

                         

Любящий трудиться,
усердный - (какой?)...  .

                         

Жить некоторое время у
кого-нибудь в гостях -
(что делать?)... 

                         

Перевёртываться через
голову - (что делать?)...

                         

Карточки со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

План отчёта группы № 1

1. Наша группа соединила карточки со словами

 с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно________________________________.

Группа № 2

Вам дан текст.

Задание:

1. Прочитайте текст.

2. Придумайте заголовок к данному тексту.

3. Замените рисунки словами (запишите их в скобках).

4. Объясните значение слов в скобках по алгоритму.

5. Вывесите результат работы на доску.

6. Устно приготовьте отчёт по плану.

Текст

_____________________

У Юли был день рождения. К ней пришли гости Валя и Дима. Девочке подарили                        (______________) и                          

                             (_____________). Ребята стали играть в       

                    (______________) и отгадывать загадки.

План отчёта группы № 2

1. Мы прочитали текст, заменив рисунки словами.

2. Мы придумали заголовок к этому тексту:________________________.

3. Мы объяснили значение данных слов по алгоритму (устно):

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

___________ - это_________________________________,
_________________________________________________.

(альбом,  пирамида, мяч)

Группа № 3

Вам даны пазлы.

Задание:

1. Соберите картину из пазлов.

2. Возьмите клей - карандаш.

3. Приклейте на картон собранную картину.

4. Внимательно рассмотрите её.

5. Найдите ошибки художника.

6. Объясните, какие ошибки допустил художник (устно).

7. Объясните лексическое значение слов, обозначающих предметы, в изображении которых допустил ошибки художник.

План отчёта группы № 3

1. Наша группа составила картину из пазлов.

2. Внимательно рассмотрев её, мы нашли ошибки художника (устно  объяснить).

3. Мы объяснили значение слов по алгоритму:

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

___________ - это__________________________________

_________________________________________________.

Ошибки, допущенные художником:

1. На голове у мальчика кастрюля.

4. У велосипеда квадратные колёса.

3. Отчёт каждой группы

У. - Выслушаем отчёт каждой группы.

(Каждая группа отчитывается о выполнении задания, а остальные группы внимательно слушают и по необходимости сигнализируют сигнальными карточками о правильности выполнения работы).

VI. Итог урока

У. Вернёмся к началу урока.

- На какой вопрос мы должны были ответить ?

Д. - Что такое "лексика"?

У. - Сможете ли вы сейчас  сказать, что такое "лексика"?

Д. - "Лексика" - это раздел русского языка, который изучает  слово и его значение.

У.  - Что вам показалось особенно интересным?

Д. - (Составлять из букв слово, отгадывать слово, работать с пазлами, определять значение разных слов и т. д.)

VII. Домашнее задание

У. - Очень хочется закончить урок на весёлой нотке. Предлагаю дома поработать над стихотворением Н. Кончаловской "ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

 (Ученик читает стихотворение и задание к нему вслух)

Задание

Прочитайте стихотворение. Определите лексическое значение выделенных слов по алгоритму.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

Жил один садовод.
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан, полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна, и взошли семена -
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал ,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.

Показал садовод,
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редесвёкла, чеслук и репуста ...

(Н. Кончаловская)

VIII. Рефлексия урока (самооценка учащимися деятельности на уроке)

"Волшебная лестница знаний"

У. Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по "Волшебной лестнице знаний".

Вы выбираете:

  • красный цвет, если испытываете затруднение;
  • жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применять его на практике;
  • зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

У. - Вы все , ребята, очень хорошо работали на уроке.  Благодарю вас за урок. Спасибо!