Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Омонимы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Обучающие: Знакомство с термином «омонимы».
  • Развивающие: Развитие мыслительных процессов и познавательной активности.
  • Воспитательные: Воспитание чувства уважения к русскому языку.

Задачи урока:

  • Научить применять в практической деятельности знания об омонимах.
  • Развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь.
  • Научить пользоваться словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению.

Место урока в серии других уроков: урок раздела «Как устроен наш язык».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оснащение урока:

  • компьютер,
  • омпакт диск с иллюстрациями предметов,
  • словарь русского языка С.И. Ожегова,
  • сюжетные рисунки,
  • магнитофон,
  • аудиокассета с записью ритмичной музыки.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Добрый день ребята, мы начинаем урок русского языка. Сегодня нас ожидает много интересной работы, которая, я надеюсь, будет успешной и плодотворной.

  1. Постановка цели урока.

-Сегодня мы будем наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; познакомимся с термином «омонимы» и будем наблюдать за использованием омонимов в русском языке. Итак начинаем нашу работу.

  1. Минутка чистописания.

-Пропишите буквы П п. Вспомните для чего нужны заглавные буквы.
-Прочитайте загадку и запишите вместе с отгадкой.

Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина).

-Найдите здесь «опасные места» и объясните их.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Перфокарты со словарными словами.

Прочитайте и вставьте буквы:

  • ...город
  • м...рковь
  • ...бед
  • н...род
  • ин...й
  • м...шина
  • за...ц
  • д...рога
  • к...р...ндаш
  • л...пата
  • кла...
  • м...л...ко

-Обменялись перфокартами с соседями по парте, проверили ошибки .
-Начальные буквы слов первого столбика образуют слово, обозначающее тему нашего урока. Записали её.

Омонимы.

  1. Гимнастика для глаз (Таблица.)
  2. Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи.

Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на слайды и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково.

(Острая) коса

(Девичья) коса.

Ключ от замка.

Ключ (Источник).

Горький лук.

Тугой лук.

Гибкий прут.

Глубокий пруд.

  • Работа со словарём русского языка С.И. Ожегова.
  • Наблюдение за значением слов-омонимов.

Вывод: В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их называют омонимами.

-Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя».

  1. Физкультминутка.

Подвижная игра «День-ночь».

Дети перевоплощаются в различные роли: жуков, пчёл, птиц, зайцев и т. д. На сигнал «День» под музыкальное сопровождение дети имитируют движение условно выбранной роли и перемещаются по классу. Педагог сопровождает действия словами: "День наступил, над полянкой легко и быстро летают пчёлки, собирают сладкий нектар. Нектар собирают и песенку напевают: ж-ж-ж-жу". На сигнал «Ночь» дети замирают на месте , идёт перевоплощение в новый образ.

  1. Упражнение в распознавании и употребление в речи омонимов.
  1. Определите значение слова свет по толковому словарю. Составьте и запишите с ним предложение. Самостоятельная работа.
  2. Прочитайте предложения. Что необходимо сделать , чтобы смысл предложений стал ясен?

 

-Наконец мы нашли настоящий замок.

 

-Это была настоящая мука.

    

-В магазине продавался старинный атлас.

Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение.

  1. Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)

Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку

Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

-Кто догадался, на чём основана шутка?

(Хлеб сухой- хлеб с ухой).

  1. Гимнастика для глаз.(Таблица.
  2. Выполнение упражнения 5,с.68

Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.

Найди слова –омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно

  1. Наблюдение за различными видами омонимов.

Рекомендуется для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам или в классах с высоким уровнем подготовки.

Раздаются карточки с незаполненными таблицами.

Найди омонимы и запиши примеры в каждую графу.

Заполненные таблицы выглядят так:

Слова, не связанные по смыслу.

Одинаково звучат и пишутся  Одинаково звучат, пишутся
по-разному
Одинаково пишутся, звучат
по- разному
Уж-уж Код-кот Гвоздики-гвоздики
  • Уж наступил вечер. Уж питается лягушками.
  • Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
  • Сложный код. Пушистый кот.
  1. Игра «Почтовый ящик».Работа на компьютере или на карточках.

Разобрать слова и определить , где синонимы, антонимы, омонимы.

Разнести по правильным адресам.

Адреса:

  1. СИНОНИМЫ
  2. АНТОНИМЫ
  3. ОМОНИМЫ
  • Смелый, храбрый.
  • Весёлый, грустный.
  • Опрятный, аккуратный.
  • Есть-принимать пищу, есть- быть, находиться.
  • Бык-животное, бык-опора моста.
  • Весёлый, радостный.
  • Холодный, горячий
  • Передовой, отсталый.
  • Дети, ребята.
  1. Итог урока

-Что нового узнали вы на уроке? Что вам запомнилось?

Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самарский Дом печати, з15 с.
  2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 2 класс.-М.- Вентана- Графф. 2003.-448 с.- (Начальная школа ХХI века).
  3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Учебник для четырёхлетней начальной школы: В 2 ч. –М.: Вентана – Граф,2008.-144 с.: ил