Обобщение опыта по теме "Толерантное воспитание младших школьников"

Разделы: Классное руководство


   С каждым годом к нам в школу приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно.    Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной? В переводе с латинского толерантность означает терпение.

Толерантность - это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо, терпимость к чужим мнениям, признание своего равенства с другими. Наиболее точно и полно, по-моему, мнению, дал определение толерантности директор института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков: «Толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Также ученый отмечает, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива, и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма.

На психологическом уровне толерантность носит характер добровольного индивидуального выбора, она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.
На политическом уровне - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимотерпимость    разных   и противодействующих в несогласии субъектов.

Условно делят людей на толерантных и интолерантных. Каковы же основные черты толерантной личности? Это: расположенность к другим людям; снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным и т.п.), умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других; гуманизм, умение слушать собеседника; любознательность, способность к сопереживанию. Чем же толерантная личность отличается от интолерантной?
1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках, к себе относятся критически и не стремятся во всех своих бедах и неприятностях обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.
2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он старается снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Позиция такова - это не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении. Интолерантные люди делят мир на две части: черную и  белую,  есть только два сорта людей: плохие и хорошие. Они делают акцент не различиях между «своими» и «чужими», им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный же человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
5. Ориентация на себя - ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости, так как им не нужно за кого-то прятаться.
6. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формировать верные суждения о других людях.
7. Чувство юмора. Толерантные люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
8. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Такую личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Толерантный человек   предпочитает жизнь в свободном, демократическом обществе. Следовательно, моя задача, как учителя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Гуманизация образования и воспитания предполагает утверждения в повседневной жизни основного принципа гуманизма: уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.

В моем классе учатся дети армяне, дети из Мордовии, русские  дети. Это особенность Российской Федерации.  Исторически наше государство складывается как сообщество разных этносов, культур и религий. Вопрос этот очень актуален сегодня, поскольку   изменения, произошедшие   в   стране в области   политики,   экономики, социальных отношений,    вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую  переходящая  в  национальную  нетерпимость  и непримиримость.  Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО, толерантность – это добродетель,   которая   делает   возможным   достижение   мира  и   способствует  замене культуры   войны   культурой   мира.   Она   означает  уважение,   принятие   и   признание многообразия  культур  нашего  мира,   форм  самовыражения  и  способов  проявлений человеческой   индивидуальности.   Поэтому   сегодня,   когда   объективная   реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, нужно особое внимание уделять этнической толерантности. Развивать этническую толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов. Выделяю следующие уровни развития толерантности в образовании:

1. Обучение толерантности. Этот уровень предполагает развитие у ученика терпимости в отношении культурных особенностей других этносов и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они вызывают негативную реакцию. В 1 классе девочку-армянку Амалю дети воспринимали очень хорошо, т.к. не видели явных отличий, кроме того, что мама ее не совсем хорошо разговаривала на русском   языке. В этом вопросе важны возрастные особенности детей. Если ребенок другой национальности приходит в 1 класс вместе со всеми детьми, он  достаточно   быстро вливается в коллектив. В 4 классе к нам пришла девочка-армянка Гаяне. Вот здесь уже пришлось приложить немало сил и стараний, чтобы ее не воспринимали, как что-то чужое, отличное. Нужно было научить детей терпеливо относиться к ней, к ее речи, внешнему виду, чтобы в классе не было иронии, смеха, издевательств, сарказма. Для этого я проводила беседы с детьми и на классных часах и индивидуально. Выносила этот вопрос на родительское собрание, беседовала с родителями тех учеников, которые обижали девочку. Такая работа велась на протяжении 4-х месяцев. Сейчас Гаяне -полноправный член коллектива. От нее дети получают помощь, объективно оценивают ее ответы, вовлекают в игры, включают в свои номера художественной самодеятельности.
2. Понимание и принятие другой культуры предполагают ее изучение и поддержку. Принимая различия, школьник признает и утверждает своими поступками и делами их важность и ценностную значимость для себя и окружающих. В своей работе я использую культурное различие в качестве стимула к тому, чтобы научить других учащихся понимать и принимать культурный плюрализм, жить по демократическим правилам. Так учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.
3. Уважение культурных различий - уровень, предполагающий высокую оценку другой культуры. На уроках музыки по Д.Б.Кабалевскому в 4 классе несколько тем звучат так: «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет неопределенных границ». На этих уроках мы слушаем, анализируем, восхищаемся украинской, белорусской, грузинской, молдавской музыкой, знакомимся с композиторами, народными инструментами. Читая сказки разных народов, я обращаю внимание детей на одинаковое чувство юмора, на одинаковое отношение людей разных национальностей к порокам людей, к лени, нежеланию трудиться, к злу, к вранью. Знакомлю и с новыми словами, присущими только данной национальности, что детям очень интересно.
4. Уважение культурных различий - этот уровень предполагает высокую оценку данной культуры. Утверждение культурных различий и детям, и взрослым  достичь труднее всего. Лучше всего человек утверждает себя  в процессе деятельности, активной позиции.

Работу по развитию этнической толерантности я проводила по 2 направлениям: урочная и внеурочная работа. Урочная работа предполагает изучение учащимися национально-регионального компонента содержания образования, построенного на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Так на уроке литературного чтения, при изучении «Полынных сказок» Ю.И.Коваля дети узнают   интересную   историю   о   том,   откуда   пошли   полынные   люди,   как   они разговаривали, как возникла Мордовия. Дети познакомились со странными, для их слуха, но красивыми словами: ломань - человек, пря-голова, сельме-глаз. Так воспитывается уважительное отношение к другим народностям, интерес к языку, обычаям. Какие же технологии позволяют мне развивать этническую толерантность?

1. Тренинг общения. Он представляет собой вид групповой психологической работы, направленной  на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности,  в том  числе и в межэтническом взаимодействии.  Благодаря практическому тренингу учащийся лучше видит свои ошибки, у него вырабатывается умение оценивать себя и других людей; учится межэтническому общению.

2. Специальные психотехнические упражнения. Они являются одновременно и способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Проводятся с целью снятия психологического напряжения.

3. Психодрама и социодрама - театр, где отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивается и изменяется состояние человека, отрабатывается умение войти в контакт с человеком другой национальности.

4. Ролевые игры. Они направлены на воссоздание и усвоение  опыта самоуправления своим поведением. Например, игра «Необитаемый остров». Дети делятся на 2 команды. Каждая разговаривает на неизвестном друг другу языке и  нужно без помощи речи построить жилище, развести костер, поймать вместе рыбу, собрать съедобные плоды. Дети с удовольствием включаются в игру, помогают друг другу; с помощью мимики, жестов, определенных звуков, дружно выполняют задание. Такая игра позволяет детям приобрести практический опыт пребывания в иной этнокультурной группе, проанализировать свои стереотипы и предубеждения.
Хороший эффект в воспитании толерантности дают сочинения «Мой самый лучший друг», тесты; работа в парах на уроках, в группах,( что делаю довольно часто на уроках математики и русского языка), составление кроссвордов, ребусов, подготовка развлекательных программ ко Дню именинника, экскурсии, походы, праздники, спортивные соревнования, наведение порядка в классе, уход за цветами. Все дети класса принимали участие были  в праздниках: «Русская береза - символ Родины моей», «Мистер Этикет», организацию и проведение Дня именинника, «Масленицы», «Зарнички» и т.д.Поэтому дети других национальностей и народностей в классе чувствуют себя комфортно. Я сумела вселить уверенность этим детям, что они умные, способные, а ученики всего класса помогают мне в этом. Они стараются вовлечь детей другой национальности  в свои игры, в художественные номера, разговаривают с ними  вежливо, тактично, хвалят за хорошо выполненное дело, отмечая это в классном уголке. И, в результате опроса психологом школы, я могу сделать вывод, что в нашем коллективе таким детям рады, и они полноправные члены нашего коллектива. Лучшим методом, я считаю, должно быть не выделение детей других национальностей, а, наоборот, отношение к ним, как ко всем детям класса. Тогда серьезной проблемы в преодолении каких-то этнических барьеров не возникает.

Толерантность предполагает и терпимое, а лучше, дружелюбное отношение между мальчиками и девочками класса, отношение к окружающим людям, к родителям. Поэтому, чтобы реализовать данную цель я организую систему дел на протяжении четырёх лет.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, я в течение первого учебного года провожу коллективные мероприятия, которые помогают каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах,  найти новых друзей. Так как для детей 6-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, я опираюсь в своей воспитательной работе на доверительные отношения родителей и детей и активно привлекаю родителей к делам класса. В 1 классе я ставлю целью воспитательного процесса помочь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.

Задачи: 1. Изучать  интересы,  потребности  и личностные  характеристики членов  классного коллектива. 2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим. 3. Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.
4. Помогать первоклассникам  легче переносить адаптационный период.

Я использую следующие формы работы: сентябрь - диагностика учащихся; октябрь - день бабушек (в рамках декады пожилых людей), ноябрь - классный час «Моя семья», декабрь - праздничный концерт «Новогодняя карусель», конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза», январь - классный час «На кого я хочу быть похожим», февраль -конкурс «Сильные, смелые, ловкие, умелые» (участники конкурса мальчики и папы класса), март - праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые», апрель - «Трудом красивым славен человек» (родительское собрание совместно с учащимися), май - игра- марафон «Веселый поезд».

Во 2 классе для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. И я использую эти отношения в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому и я, и родители отмечаем, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом. На этом этапе я ставлю цель: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива и следующиезадачи:
1. обучать учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе;
2. обучать их разделению труда при выполнении заданий;
3. воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
4. формирование традиций классного коллектива.

   Во 2 классе я использую такие формы работы: сентябрь - диагностика учащихся ( социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика»), классный час «Ты, да я, да мы с тобой», составление декларации прав и обязанностей учеников 2 класса; октябрь-аукцион «Книга рекордов нашего класса», ноябрь- диспут «Легко ли быть настоящим другом», декабрь - читательская конференция по сказкам Е.Х Андерсена; новогодний бал-маскарад «Новогодний коктейль», январь - классный час «Я и мое имя», февраль - праздник «Мама, папа, я - спортивная семья», март - конкурс «Мисс и мистер класса», апрель - классный час «О дружбе», май - КВН «Наш класс».

В 3 классе целью воспитательного процесса является формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия (национальные, религиозные, половые), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться. Задачи следующие:1.воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, которые вызваны национальными, религиозными, половыми различиями;2.формирование стремления оказывать помощь и быть готовым ее принимать;3.воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

   Формы работы использовала такие: сентябрь - диагностика учащихся; классный час « Человек среди людей», октябрь - знакомство с русской национальной культурой, праздник «Русская береза - символ Родины моей», ноябрь - история национального костюма (познавательная экскурсия в Зарайский краеведческий музей), осенние игры и состязания, декабрь –« Как встречают Новый год в разных странах» (игра-путешествие), новогодний праздник «Святки», январь - классный час « Мы- команда одного корабля», февраль- «Масленица», март - читательская конференция « Мистер Этикет» (продолжаем учиться общаться и соблюдать правила этикета), праздник  «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», поход вместе с родителями.

В 4 классе для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), а также  оценка сверстников и старших товарищей. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе. Поэтому в 4 классе целью воспитательного процесса становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо, без насилия.

 Задачи воспитательного процесса:
1.создать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
2. развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Поэтому в 4 классе наряду с этическими беседами, праздниками, походами, экскурсиями, помогающими сделать коллектив класса более дружным, я провожу психологические тренинги, которые показывают учащимся реальные пути выхода из конфликта. К этой работе стараюсь привлекать школьного психолога. Психологические знания, полученные учениками на занятиях, помогут им и во взрослой жизни разрешать конфликты без насилия.
Формы работы: сентябрь -диагностика («Наши отношения»), классный час «О правах и обязанностях ребенка»,(знакомство с Конвенцией оправах ребенка и уставом школы), октябрь - психологическая игра «Необитаемый остров», ноябрь - психологический тренинг«Научись управлять собой», декабрь - родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей», январь - классный час «Шесть шагов разрешения конфликта», февраль - встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений, март - классный час «Учимся договариваться», апрель - классный час «Улыбка и смех приятны для всех», май - игровая программа «Час общений».

Помимо всех этих мероприятий детей сближают и учат общаться друг с другом, заботиться, быть вежливым, добрым по отношению друг к другу Дни именинника. Мы отмечаем дни рождения всех детей на протяжении 4 лет, дарим подарки,  каждый ребёнок говорит свои пожелания имениннику, причем поздравление готовится дома заранее и может быть в стихах собственного сочинения; улучшают отношения между детьми и родителями класса совместные дела: организация праздников, походы, экскурсии. Благодаря этому в 5 класс идет дружный, сплоченный коллектив и детей, и родителей. Именно в начальной школе закладываются основы гуманного отношения к сверстникам. В результате всей воспитательной работы ученик относится к другому человеку, как к самоценной личности. Он очень чувствителен к внутреннему состоянию сверстника - к его желаниям, интересам.  По собственной инициативе охотно помогает другим, делится тем, что имеет сам, умеет сопереживать окружающим. В начальной школе формирование личности ребенка только лишь начинается, и поэтому, пока еще возможно, необходимо открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как интересного индивида. И этот путь  ребенок должен пройти как можно безболезненнее. В этом мне помогают различные игры, разыгрывание ситуаций, всевозможные тесты. Игры, направлены на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними. Организую их в школе и советую родителям проводить дома.

Приложение

Результаты мы обсуждаем не называя имён, и ещё раз анализируем данные ситуации. На основе результатов я готовлю классные часы, беседы, вовлекая тех детей, у которых обнаружены признаки интолерантности.

Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и учителя. Младшие школьники живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства. Чтобы проникнуть в этот « сказочный дворец детства», быть в нём наставником, надо, по Сухомлинскому, «стать в какой-то мере ребёнком». Надо безгранично любить этот мир, любить тех, кто в нём живёт. Становясь другом детей, учитель должен «возвыситься к духовному миру ребёнка, а не снисходить к нему» и    быть  образцом для подражания.

Литература

  1. Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности», Ж. «Внешкольник»-2002г. № 6.
  2. Дмитриев Г.Д. «Многокультурное  образование» - М,«Народное образование» 1999г.
  3. Бобинова  СВ. «Воспитание  культуры  толерантности»,Ж. «Начальная школа» № 8 - 2004 г.
  4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.
  5. Киянченко Е.А. «Учим детей общаться», Ж.«Начальная школа» № 6-2002 г.
  6. Краткая философская энциклопедия, М., Прогресс-Энциклопедия. 1994 г.
  7. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. М. 1997 г.
  8. Трубина Л. «Толерантная и интолерантная личность.Основные черты и отличия», ж. «Воспитание школьников» № 3 - 2003 г.