Урок-путешествие. "Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Формировать навыки правописания жи-ши.
  2. Продолжать работу по развитию связной речи и самостоятельности учащихся, мышления, активности.
  3. Продолжать работу по развитию интереса к предмету.
  4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Речевая гимнастика.

  1. Урок начнем с речевой гимнастики, которая поможет отработать произношение звуков “ж” и “ш”.

“Змея шипит, а жук жужжит.”

– Как шипит змея?

– Как жужжит жук?

– Что мы знаем о звуках “ж”, “ш”?

– Какой буквой обозначаются на письме звуки “ж”, “ш”?

– Написание этих букв и их соединения мы с вами повторим.

  1. Чистописание.

а) Жж Шш жа жу ша шу жи ши.

– Назовите слоги, написание которых надо запомнить.

– Какое правило мы знаем о написании сочетаний жи-ши?

б) Спешите делать добро.

– Как вы понимаете смысл этого предложения?

– Спишите. Выделите орфограммы. Подчеркните мягкие согласные.

– Назовите мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость на письме?

– Какими буквами обозначаются мягкие согласные?

– Почему вы не назвали звук “ш”, ведь гласная “и” обозначает мягкие согласные на письме? (“ш” – всегда твердый.)

– Да, ребята, звук “ш”, как и звук “ж” – всегда твердый!

Но в сочетаниях ЖИ-ШИ принято писать букву “и”.

III. Вводная беседа. Сегодня на уроке мы и будем упражняться в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Но урок у нас необычный. Мы отправляемся в путешествие. По пути нам могут встретиться различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, дружными, сообразительными. А поможет нам совершить путешествие герой сказки, а какой, угадайте сами:

“На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Ну, конечно, ………..”.

– Погулял Колобок по лесу и теперь возвращается домой, да дорогу домой забыл. Поможем ему отыскать? Тогда в путь.

IV. Словарная работа.

– А кто идет нам навстречу? (Медведь.)

– Медведь говорит, что он покажет нам дорогу, если мы отгадаем его загадки. Отгадаем?

– Записали “Словарь”:

  1. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лисица.)
  2. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
  3. Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а, проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной…. (Медведь.)
  4. Вяжет мама длинный шарф, потому что сын – …. (Жираф.)

– Как одним словом можно назвать эту группу слов? (Животные.)

– Какое правило нужно вспомнить, чтобы записать это слово?

– Запишите (с комментированием).

– Как вы думаете, с кем из этих животных мы не можем встретиться в лесу?

– Почему?

– Молодцы! Медведь говорит, что вы умеете отгадывать загадки и показывает дорогу к Колобку.

– А мы выходим на полянку.

Физкультминутка № 1.

– А кто это стоит под деревом?

– Волк пропустит нас, если мы с ним поиграем. Поиграем?

V. Игра: “Узнай слово”.

Нет конца у строчки,
Где стоят три точки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Камы…
Стри…
Ланды…
Чи…

– Запишите эти слова самостоятельно, вставьте слоги ЖИ и ШИ.

– Что мы должны помнить при выполнении этого задания?

Проверка:

– Как написали слова с сочетаниями ЖИ и ШИ? Назовите слова на это правило.

– Волчонок хвалит нас за успехи, благодарен нам за то, что мы с ним поиграли и пропускает нас.

– Скорее в путь. Колобок спешит домой.

– Тихо. Послушайте, кажется, кто-то плачет.

– Да это зайчик. Что случилось? Оказывается, он учится в лесной школе, но не может выполнить домашнее задание. Забыл правило, как пишутся слова с ЖИ и ШИ.

– А вы помните? Кто хочет помочь зайчику?

– Тогда откройте учебник на стр. 49 упр. 117.

VI. Самостоятельная работа.

– Давайте прочитаем задание.

“Списать, вместо картинок вставить слова”.

– Прочитайте первое предложение. Каким словом можно закончить предложение?

– Напишите еще два предложения самостоятельно.

Проверка:

– Как можно закончить второе предложение? Третье предложение? На какое правило эти слова? Подчеркните слоги ЖИ-ШИ.

– А как вы считаете, правильно мы поступили, выполнив за зайчика задание?

– Давайте объясним зайчику, как пишутся слова с ЖИ-ШИ. (Хором.)

– Зайчик говорит большое спасибо. Он все понял. А вы – настоящие друзья.

– А вы рады, что помогли зайчику?

– Тогда можно и отдохнуть.

Физкультминутка № 2.

“Мы можем весело скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом”.

– А теперь в путь. Вон за речкой я уже и домик Колобка вижу. Только надо мостик перейти.

VII. Выборочный диктант.

– А кто же все бревнышки раскатил? Я догадываюсь, что здесь была лиса. Ведь теперь Колобок не сможет попасть домой. А можно ли друзей оставлять в беде?

– Тогда, скорее за работу. Приготовим новые бревнышки.

– Сейчас я буду диктовать предложения, а вы должны в тетрадь выписать слова, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ. Чем больше слов, тем больше бревнышек.

“Хороши зимой деньки.
Кругом пушистый снег.
Замерзли лужи.
Малыши рады зиме”.

Проверка диктанта:

– Прочитайте выписанные слова. Объясните, как вы написали слоги ЖИ-ШИ.

– Какой замечательный мостик получился из наших бревнышек.

– Вот Колобок и дома. Он прощается с нами и говорит, что вы – настоящие друзья. Находчивые, сообразительнее, дружные. Большое вам спасибо.

VIII. Итог урока.

– Вот и закончилось наше путешествие.

– Давайте прочитаем предложение, с которого мы начали урок. “Спешите делать добро”.

– А какие добрые дела мы с вами сегодня сделали?

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся эти слоги?

Контрольный листок:

Знаем твердо: ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыш…, еж…, уж…,
Лыж…, луж…, камыш… .

– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а мы увидели, какие вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные.