Урок духовно-нравственной жизни. Тема: "Способность радоваться"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • облагораживание души и сердца подростка;
  • развитие нравственных качеств ребёнка и его творческих способностей;
  • воспитывать способность управлять своими чувствами.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», бусинки, рисунки  лица человека, выражающего разное настроение, эпиграф.

На доске: «События  вашей жизни напрямую зависят от вашего настроения». Уолли Эймс.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня я задумала для вас интересный, но очень важный разговор. Надеюсь, что этот урок поможет вам в жизни. Поэтому я очень хочу, чтоб наш урок состоялся. Закройте глаза и мысленно пожелайте мне удачи, а себе – успехов.

А начать свой разговор я хотела бы с того, с каким настроением вы пришли ко мне сегодня на урок. Откройте свои записные книжки и отметьте то выражение лица, которое соответствует вашему настроению.

- Наш разговор сегодня будет о…, а впрочем, вы и сами разгадаете. На доске зашифровано слово, разгадайте его с помощью ключа – алфавита.

Шифр:  18, 1, 5, 16, 19, 20, 30.

- Тот, кто расшифровал, покажите это мне и шепните на ушко. (Нашёптывание - радость)

- Действительно, речь пойдёт сегодня о радости, о способности радоваться, обо всём, что с ней связано.

«Радость!» - нравится вам это слово? Это мой вам подарок, пусть каждый возьмёт его в своё сердце. А напоминанием этого слова послужит бусинка, которую я предлагаю вам выбрать.

II. Эмоциональный настрой на урок.

Релаксация «Подарим свою улыбку»

- А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите её в кулачке и подарите нам свои улыбки, закройте  глаза, опустите головы на парту, сядьте удобнее. (Звучит аудиозапись).

Сделайте глубокий вдох, выдох. Твоё дыхание становится ровным, спокойным. . Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка. ведь рядом только близкие, знакомые, друзья.

- А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала?.. А что почувствовали потом, улыбнувшись?..

- Можно ли грустить, когда улыбаешься? В каких ситуациях это может произойти? Улыбка помогает справиться с плохим настроением. Давайте прочтём эпиграф к нашему уроку.

- В чём суть этих слов, кто смог её уловить? (Ответы – рассуждения детей)

III. Групповое творческое задание «Качества характера».

  • Весь класс делится на 3 группы. На листочках с левой стороны пишем список качеств, которые помогают человеку радоваться жизни, а справа – список качеств, которые мешают радоваться жизни.
  • А теперь каждый в своей зап. книжке запишет в столбик те качества, из общего списка, которые есть у вас, т. е. расскажут «Какой Я?»

IV. Игра  «И Я…»

- Ребята, давайте проверим, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, присущее мне, если вы считаете, что это качество присуще вам, есть у вас в списке, встаёте со словами: «И я!»

Я аккуратная.

 

 

Я весёлая.

Я честная.

 

 

Я иногда сержусь.

Иногда несдержанна.

 

 

Я робкая.

Я любознательна.

 

 

Я сильная.

Я ранима.

 

 

Я ответственная.

- Спасибо вам за откровенность.
- Вы сейчас много рассказали нам о себе. Это поможет нам лучше понимать друг друга.

V. Обогащение словарного запаса.

- Учителя-психологи занимаются изучением характера человека, его особенностей. Условно они разделяют людей на две группы:

  • ОПТИМИСТ
  • ПЕССИМИСТ

- Как  вы думаете, кого так называют?

Я обратилась к мудрому источнику «Толковому словарю» и выяснила, что:

ОПТИМИСТ – человек с  бодрым и жизнерадостным мироощущением, во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует ДОБРО.

ПЕССИМИСТ – человек с мрачным мироощущением, не верит в будущее, во всём видит унылое, плохое.

- Подумайте, считаете ли вы себя оптимистом?

- Зачем и когда человеку необходим оптимизм?

- Людям, каких профессий он просто необходим?

- Вы всё верно сказали, благодаря этим качествам человеку живется легче, мир кажется чистым и ясным.

- Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?

VI. Упражнение “Мусорное ведро”.

- Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.

Запишите на листочках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: “Я обижаюсь на…”, “Я злюсь на…”

- Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

Теперь мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. Но ещё очень важно кто с вами рядом находится, с каким настроением он относится к окружающим.

- Кого в своем окружении  вы можете назвать оптимистом? Объясните, почему?

VII. Чтение отрывка «Материнский свет» Г. Гребенщикова. (Приложение 1)

- Чему писатель научился у мамы?

- А может в вашей жизни тоже были случаи, когда вы были грустны, а близкий вам человек смог развеять вашу печаль? Вспомните эти случаи. Поделитесь с нами.

- Как бы вы назвали этих людей ? («Светящиеся» люди»)

- Зная себя и окружающих вас здесь людей, можно ли сказать, что мы все такие? (Нет).

Значит, мы должны стремиться стать такими. Учиться находить среди серого – что-то яркое, среди неинтересного – что-то важное. Стараться быть оптимистами.

VIII. Итог урока

- Наш урок подошёл к концу. Возьмите свою бусинку, сожмите в кулачок и прижмите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с нашего урока? Будьте добрее, терпимее друг к другу, находите доброе и хорошее в душе каждого.

Рефлексия

Бусинка – это символ РАДОСТИ, а какие ещё ассоциации у вас вызывает слово «радость?» Кто придумал по очереди подходит со своей бусинкой, говорит своё слово и нанизывает её на ниточку.

  • красота
  • ласка
  • тепло
  • свет
  • счастье
  • веселье
  • любовь
  • мама
  • праздник
  • смех
  • улыбка
  • семья
  • друзья
  • солнце
  • радуга
  • доброта
  • удача
  • солнце

- Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Они тесно прижимаются друг к другу - связаны между собой, и в тоже время они все разные, светящиеся изнутри, надо только увидеть этот свет или повернуть бусинку той стороной, которой она засияет.

- Так и мы  с вами, как эти бусинки будем стремиться находить лучшее из всего, что с нами происходит.  Учитесь чувствовать сердцем себя и окружающих вас людей.

- Дома попробуйте написать сказку в форме «диалога пессимиста и оптимиста».

Литература:

  1. Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости: 59 уроков о смысле  жизни.- М.: Амрита-Русь, 2006.
  2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.- М.: Издательский дом Шалвы   Амонашвили, 2000.